Дата публикации: 11.04.2024

Генезис законодательства об организации судов с участием присяжных заседателей в постсоветской России и проблемы обеспечения его конституционности

Аннотация

В статье исследуется процесс развития законодательства об организации судов с участием присяжных заседателей в постсоветской России, а также затрагиваются проблемы обеспечения соответствия данного законодательства Конституции страны. По мнению автора, вследствие конституционных поправок до конституционной реформы 1993 г. законодателем мыслилось или предполагалось более широкое внедрение в общественно-политическую практику института суда с участием присяжных заседателей, причем гражданские дела были поставлены Конституцией даже на первое место по сравнению с делами уголовными. Конституция РСФСР все еще поддерживала конструкцию «профессионального правосудия совместно с народными заседателями», но была нацелена на крупную трансформацию демократических форм правосудия в будущем.




Своего рода первой «точкой отсчета» в процессе реформирования судебной системы в СССР периода «перестройки» следует, на наш взгляд, считать Постановление Съезда народных депутатов СССР «Об основных направлениях внутренней и внешней политики СССР» от 9 июня 1989 г. Согласно этому документу «начавшаяся по инициативе партии глубокая перестройка» общественной жизни должна была «вывести страну из того серьезнейшего кризиса, в котором она оказалась к началу 80-х годов». Съезд констатировал необходимость «избавиться от всего, что тормозит развитие» государства, и открыть перед обществом «новые горизонты общественного прогресса».

Данный документ установил приоритет системы хозяйства, которая основана «не на административных распоряжениях и приказах», но на «экономических методах управления, регулируемых законом». Съезд «единодушно высказался» за необходимость разработки новой Конституции СССР, в которой бы устанавливались «неотъемлемые права человека», гарантировалась «безопасность и правовая защищенность» личности, было бы невозможным «возникновение культа личности, авторитарности, сохранение командно-административных методов управления обществом». Съезд заявил о «своей решимости утверждать верховенство закона» и «равенство перед законом». Принцип «дозволено все, кроме запрещенного законом» был непосредственно признан и закреплен в анализируемом программном акте. Съезд утверждал, что основные стороны деятельности публичной власти «должны быть четко урегулированы законом»; неправомерные действия надлежит обжаловать в судах. Закон — это «фундамент правового государства», «защитник свободы и равенства граждан», «гарант порядка, организованности и справедливости».

Исходя из этих приоритетов, Съезд наметил некоторые направления «предполагаемой судебно-правовой реформы»: во-первых, «решительное укрепление независимости суда»; во-вторых, «повышение эффективности следствия», выведение его «из сферы ведомственного влияния», в-третьих, «допуск адвоката с самого начала расследования». Формулировалось это так: «Объективное следствие, сильная защита и независимый суд — вот триединая формула социалистического правосудия». Ни один преступник «не должен уйти от заслуженного наказания, но и ни один невиновный не должен быть осужден». В связи с этим Съезд поручил Верховному Совету СССР «рассмотреть возможность использования такой демократической формы судопроизводства, какой является суд присяжных».

Отметим, что формула «ни один преступник не должен уйти от заслуженного наказания, ни один невиновный не должен быть осужден», при всей ее стройности и логической привлекательности, представляет собой не более чем цель и даже идеал, к которому, безусловно, следует стремиться, но полностью достичь которого не представляется возможным. Более того, институт суда с участием присяжных заседателей скорее препятствует, чем способствует достижению указанной цели, особенно на ранних стадиях учреждения и организации присяжного правосудия, тем более — в условиях советской и постсоветской России, когда идея возрождения суда присяжных была сформулирована народными депутатами СССР (впервые избранными на альтернативной основе) в виде «поручения» Верховному Совету СССР для последующего обсуждения.

Список литературы

1. Маслов Д.В. Замысел горбачевской «перестройки». Попытки реконструкции / Д.В. Маслов // Россия XXI. 2016. № 1. С. 88–113.
2. Шеломанова Л.В. Гарантии независимости судей в судах общей юрисдикции и арбитражных судах / Л.В. Шеломанова // Закон и право. 2017. № 7. С. 36–39.
3. Шебалкин И.В. Политико-правовые проблемы обоснования и практической реализации федерализма в СССР / И.В. Шебалкин // 100-летие образования СССР в контексте государства и права : сборник статей / под редакцией Д.И. Самодурова, Н.А. Синяевой, Г.Ф. Чекмарева
4. Шаров Г.К. Обеспечение квалифицированной юридической помощи и самоуправление адвокатуры / Г.К. Шаров // Вестник Федеральной палаты адвокатов РФ. 2011. № 3. С. 144–152.
5. Тетерина А.А. Проблема реализации прав граждан на рассмотрение уголовного дела судом присяжных заседателей / А.А. Тетерина // Право молодых : материалы международного образовательного форума (г. Ставрополь, 12–13 мая 2016 г.) : сборник научных статей. В 2
6. Таболин В.В. Проблемы осуществления местного самоуправления в условиях административно-командной системы государственного управления / В.В. Таболин // Государственная власть и местное самоуправление. 2014. № 6. С. 46–50.
7. Победкин А.В. Традиции доказывания в отечественном уголовном процессе (почему состязательность не принцип уголовного процесса) / А.В. Победкин // Природа российского уголовного процесса и принцип состязательности: к 125-летию со дня рождения М.С. Строгови
8. Петрянин А.В. Строгость наказания и неотвратимость ответственности как пути развития уголовной политики России / А.В. Петрянин, В.О. Ивенин // Вестник Белгородского юридического института МВД России имени И.Д. Путилина. 2022. № 2. С. 12–18.
9. Нудненко Л.А. Принципы пассивного избирательного права: система и взаимодействие с конституционными правами и свободами личности в России / Л.А. Нудненко // Актуальные проблемы российского права. 2015. № 10 (59). С. 48–54.
10. Бажутов К.В. Судебная реформа 1864 г. — этап в процессе демократизации судебной системы России / К.В. Бажутов // Судебная реформа 1864 года и ее значение для формирования правовых систем государств постсоветского пространства: проблемы теории и практики :
11. Лыкова О.В. Суд присяжных как гарантия конституционного права граждан на доступ к осуществлению правосудия / О.В. Лыкова // Научные открытия 2017 : материалы XXII Международной научно-практической конференции (г. Москва, 7 июня 2017 г.) : сборник научных
12. Лузянин С.Р. Ведомственный контроль и прокурорский надзор за процессуальной деятельностью следователя / С.Р. Лузянин // Правовая система и вызовы современности : материалы XIX Международной научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых у
13. Легостаев В.П. Основные этапы эволюции российского законодательства о суде присяжных и практике его применения / В.П. Легостаев, А.А. Марченко // Экономика. Право. Печать. Вестник КСЭИ. 2014. № 3–4 (63–64). С. 16–21.
14. Латышева Н.А. Особенности реализации принципа выборности народных судей и народных заседателей в РСФСР в 60-е годы XX столетия / Н.А. Латышева // История государства и права. 2017. № 12. С. 30–34.
15. Лавнов М.А. Стандарты доказывания обстоятельств уголовного дела при отказе прокурора от обвинения / М.А. Лавнов // Доказательства и доказывание в уголовном судопроизводстве: история, современность и перспективы развития : материалы Международной научно-пр
16. Куклина В.Е. К вопросу о возможности возрождения суда присяжных по гражданским делам в России / В.Е. Куклина, Е.Г. Томбулова // Евразийский научный журнал. 2016. № 11. С. 96–97.
17. Джагарян А.А. Дружественный конституционный суд — для дружественного права: к вопросу о роли amicus curiae / А.А. Джагарян // Закон. 2021. № 2. С. 83–91.
18. Гамбарян А.С. Коллизии старого и нового конституционных правопорядков в период распада СССР / А.С. Гамбарян, Ф.О. Агабекян // Академический научно-правовой вестник адвоката А.Н. Чашина. 2023. № 2. С. 30–42.

Остальные статьи