Формирование института судебной власти в постсоветской России
Аннотация
Представлена авторская позиция, раскрывающая значение модернизации и цифровизации российской судебной системы в начале XXI в. Исследуются перспективы внедрения института судебного примирения, виртуального и электронного правосудия, электронного документооборота.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | История государства и права № 04/2024 |
Страницы | 34-39 |
DOI | 10.18572/1812-3805-2024-4-34-39 |
В начале третьего тысячелетия российская судебная система подверглась реформированию, или, как считают некоторые исследователи, трансформации или модернизации. В этом отношении нет четкой ясности. Слово «реформирование» означает преобразование, изменение, переустройство чего-нибудь. Трансформация, от позднелатинского transformatio, — превращение, в современном толковании преобразование, видоизменение. Что касается модернизации, то в свое время В.Д. Зорькин предложил рассматривать социально-нормативную трансформацию и правовые реформы как необходимые стартовые условия эффективного модернизационного процесса. В качестве актуальных задач правовой модернизации он выделил три направления: 1) социально-нормативную и правовую модернизацию российского общества; 2) модернизацию системы права; 3) правовую модернизацию государства.
Полагаем, что правовая модернизация представляет собой процесс, направленный на качественное изменение сложившейся системы с целью демократизации общественных отношений и формирования базовых посылок для развития гражданского самосознания.
В то время как модернизация системы права основывается на совершенствовании отраслей права, норм права и институтов права. Цель — повышение качества законов и институтов.
Безусловно, что главной задачей модернизации можно считать трансформацию судебной системы постсоветской России, которая имела ряд негативных пережитков. Одним из них можно считать обвинительный уклон. Данная проблема никуда не делась и сегодня, что, безусловно, заставляет задуматься о причинах сложившейся ситуации.
Отмечаем, что в первое десятилетие XXI в. не все исследователи поддерживали идею реформирования или модернизации российской судебной системы. Были ярые противники, считавшие, что «Россия находится в составе Европы, закрепила смешанную систему судоустройства с ее правовыми, историческими, территориальными и другими особенностями, поэтому от нее вряд ли следует отказываться. Во всяком случае, для этого в настоящее время нет никаких объективных предпосылок». В.А. Терехин считал, что «судебная власть в непростых российских условиях функционирует устойчиво, более стабильно и надежно, чем другие ветви власти».