Российские либералы начала ХХ в. об ответственности министров как институте конституционного права
Аннотация
В статье рассматриваются теоретические представления российских либеральных государствоведов начала ХХ в. по проблеме ответственности министров. Анализируется отражение теоретических взглядов либералов на ответственность министров в программных документах и политической деятельности либеральных партий.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | История государства и права № 04/2024 |
Страницы | 20-27 |
DOI | 10.18572/1812-3805-2024-4-20-27 |
В современной России институт конституционно-правовой ответственности исполнительных органов власти находится в стадии становления, являясь одним из самых проблемных институтов конституционного права как в научно-теоретическом, так и в практическом аспектах. Данное обстоятельство актуализирует обращение к опыту осмысления этого института отечественными учеными-правоведами. И в этом плане особый интерес представляет позиция российских либеральных государствоведов начала ХХ в., подвергших институт ответственности министров глубокому исследованию в своих трудах по конституционному праву и пытавшихся разработать принцип ответственности министров в рамках конструируемой ими либеральной модели преобразования России.
Несмотря на то, что в контексте исследования истории российского либерализма и конституционализма к проблеме ответственности министров обращались современные исследователи, во взаимосвязи теоретического и практического аспектов данная тема еще не получила отдельного освещения в научной литературе, что обусловливает актуальность настоящей статьи с научно-теоретической точки зрения.
Источниковой базой исследования послужили труды российских либеральных государствоведов по конституционному праву, истории государства и права, публицистические работы, а также документы либерального движения начала ХХ в.: конституционные проекты и программы либеральных политических партий.
Вопрос об ответственности министров перед парламентом либералы называли одним из самых «спорных и сложных» в теории конституционного права.
Российские государствоведы выделяли два вида ответственности министров: юридическую (судебную) и политическую (парламентарную). Первая включала в себя ответственность уголовную, предусматривавшуюся за злоупотребления властью, и гражданскую, состоявшую в возмещении министрами убытков, причиненных их противозаконными действиями. Под ответственностью политической понималась ответственность как за целесообразность конкретных политических шагов, так и за политический курс в целом. Помимо того, министры несли ответственность и за бездействие, несвоевременное принятие необходимых мер.