Дата публикации: 11.04.2024

Политическое зло: открытие модерна

Аннотация

Рассматривая зло на фоне дихотомии нормативно-оценочных категорий в политическом пространстве в различные исторические периоды, автор статьи поступательно приближает нас к современной научной интерпретации политического зла.




Словосочетание «империя зла» в современном политическом лексиконе стало привычным. Демонизация недружественного государства или какого-либо враждебного социально-политического образования выстраивается в жестких рамках дихотомии «друг — враг». При этом территориальный признак и географическое расположение не играют главной роли. Определяющим моментом разделения является идеология.

Эрнст Кассирер подчеркивает, что там, где этический момент, ценностная составляющая формулируются с достаточной силой и чистотой, там результатом становится упрощение идеальной структуры политического космоса: «вместо бесконечного числа и многообразия возможных противоположностей бытия появляется, по сути дела, единственная, всеохватывающая и всепоглощающая ценностная противоположность». Это и есть этический дуализм добра и зла.

Отсюда — богатый символизм в конгломерате сложных отношений, складывающихся между склонными к взаимной вражде политическими телами. Парадоксально здесь сочетаются рациональный расчет и… примитивный страх перед демонами: символические фигуры сохраняют свою действенность на протяжении долгого времени. Так, Прометей остается метафорой технологического прогресса. Сатана же — это символ уничтожения законной власти, подрыва господствующего социального и морального порядка, перманентного восстания.

У древних гностиков зло было вечным антагонистом и антиподом добра. Злой бог захватил власть над земным миром, порождая грозные, мрачные персонификации в виде деспотов, магов, тайных сект, целых государств и империй. Гуманистический Ренессанс с его оккультными изысканиями частично легализовал темную сторону бытия, которая в Средневековье занимала вполне выраженные и очерченные пространства религиозной жизни. Просвещение решительно отодвинуло эти проблемы в область суеверий и заблуждений. В Новое время зло продолжало свое существование либо как недостаток добра, либо как самостоятельная субстанция. Новый гностицизм сохранял старую дихотомию хорошего и плохого, чистого и нечистого, только находил для них иные формы. В XX столетии фигура дьявола в политическом пространстве свела все образы антипорядка воедино, в некое радикальное зло, «открыв дорогу страху и ненависти». Борьба символов света и тьмы продолжилась. Длится она и по сей день…

Попытка создать искусственную истину посредством политической, государственной религии приводила неизбежно к появлению ее противоположности. Трактат Никколо Макиавелли «Государь» содержал формулу цинической техники осуществления абсолютной власти. Мыслитель прибегает к нормативно-оценочным категориям, описывая должное поведение правителя. «Самое же главное для государя — вести себя с подданными так, чтобы никакое событие — ни дурное, ни хорошее — не заставляло его изменить своего обращения с ними». Идеальный правитель должен использовать радикальную власть в качестве действенного насилия во имя государственного интереса.

Список литературы

1. Аристотель. Никомахова этика / Аристотель. Москва ; Берлин : Директ-Медиа, 2020. 222 с.
2. Бауман З. Текучее зло. Жизнь в мире, где нет альтернатив / З. Бауман, Л. Донскис. Санкт-Петербург : Издательство Ивана Лимбаха, 2019. 296 с.
3. Бодрийяр Ж. Прозрачность Зла / Ж. Бодрийяр. Москва : Добросвет, 2000. 258 с.
4. Вебер М. Политика как призвание и профессия // Вебер М. Избранные произведения : перевод с немецкого / М. Вебер ; составитель, общее редактирование и послесловие Ю.Н. Давыдова ; предисловие П.П. Гайденко ; комментарий А.Ф. Филиппова. Москва : Прогресс, 19
5. Кассирер Э. Понятийная форма в мифическом мышлении // Кассирер Э. Избранное. Опыт о человеке / Э. Кассирер ; составители: С.Я. Левит, Л.В. Скворцов ; перевод Б. Вимер [и др.]. Москва : Гардарика, 1998. С. 183–251.
6. Макиавелли Н. Государь // Макиавелли Н. Избранные сочинения : перевод с итальянского / Н. Макиавелли ; составитель Р. Хлодовский. Москва : Художественная литература, 1982. С. 301–378.
7. Макиавелли Н. Мандрагора // Макиавелли Н. Избранные сочинения : перевод с итальянского / Н. Макиавелли ; составитель Р. Хлодовский. Москва : Художественная литература, 1982. С. 150. С. 130–178.
8. Платон. Горгий // Собрание сочинений. В 4 томах. Т. 1 / Платон ; под общей редакцией А.Ф. Лосева и В.Ф. Асмуса ; перевод с древнегреческого М.С. Соловьева [и др.]. Санкт-Петербург : Издательство Санкт-Петербургского университета ; Издательство Олега Абышк
9. Рикер П. История и истина / П. Рикер ; перевод с французского И.С. Вдовиной, А.И. Мачульской. Санкт-Петербург : Алетейя, 2002. 400 с.
10. Рикер П. Конфликт интерпретаций. Очерки о герменевтике / П. Рикер ; перевод с французского, автор вступительной статьи и комментарий И.С. Вдовина. Москва : Академический проект, 2008. 695 с.
11. Слотердайк П. Критика цинического разума / П. Слотердайк ; перевод с немецкого А.В. Перцева. 3-е изд., испр. Санкт-Петербург : Издательство Ивана Лимбаха, 2021. 794 с.
12. Фегелин Э. Новая наука политики. Введение / Э. Фегелин ; перевод Н. Селиверстова. Санкт-Петербург : Владимир Даль, 2021. 374 с.
13. Ямпольский М. Физиология символического. Кн. 1: Возвращение Левиафана: политическая теология, репрезентация власти и конец Старого режима / М. Ямпольский. Москва : Новое литературное обозрение, 2004. 807 с.

Остальные статьи