Дата публикации: 04.04.2024

Проблемы правоприменительной практики при привлечении перевозчика к административной ответственности

Аннотация

Статья посвящена исследованию проблем правоприменения при привлечении перевозчика к административной ответственности по ч. 3 ст. 16.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Представлен сравнительный анализ судебной практики, который выявил отсутствие единообразия принимаемых судебных решений. Сформулированы выводы о направлениях дальнейшего развития таможенного права, исключающие излишнее обременение лиц, перемещающих товары через таможенную границу Евразийского экономического союза, при объективном отсутствии их вины из-за незначительного расхождения веса брутто товаров. Сделан акцент на необходимости соблюдения баланса публичных и частных интересов, который должен основываться на добросовестности субъектов деятельности в области таможенного дела и готовности таможенных органов к эффективному сотрудничеству.




В настоящее время, в связи со сложившейся политической и экономической обстановкой в Российской Федерации, значение Федеральной таможенной службы России (далее — ФТС России) в процессе осуществления государственного управления возрастает. Приоритетными задачами ФТС России являются упрощение порядка перемещения товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза (далее — ЕАЭС) и обеспечение соблюдения таможенного законодательства. По своей сути эти задачи противоречат друг другу: для того чтобы обеспечить соблюдение закона, таможенным органам нужно проверить, не нарушается ли он в каждом конкретном случае, т.е. осуществить таможенный контроль. Таможенный контроль, осуществляемый на этапе декларирования товара, как правило, увеличивает время выпуска. Для устранения подобных противоречий таможенные органы России применяют различные инструменты: систему управления рисками (далее — СУР), категорирование участников внешнеэкономической деятельности (далее — ВЭД), таможенный контроль после выпуска, электронное декларирование, автоматический выпуск и т.д.

В глобальном смысле целью ФТС России является обеспечение баланса частных и публичных интересов при перемещении товаров через таможенную границу ЕАЭС.

При выявлении нарушений таможенного законодательства также необходимо учитывать интересы не только государства, но и участников ВЭД. В рамках исследования была проанализирована практика привлечения перевозчиков к административной ответственности по ч. 3 ст. 16.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ). Данный состав устанавливает административную ответственность за сообщение в таможенный орган недостоверных сведений о количестве грузовых мест, об их маркировке, о наименовании, весе брутто и (или) об объеме товаров при:

– прибытии на таможенную территорию Таможенного союза;

– убытии с таможенной территории Таможенного союза;

Список литературы

1. Брысиков Н.И. О некоторых аспектах применения статей 16.1 и 16.2 КоАП РФ таможенными органами / Н.И. Брысиков // Актуальные проблемы административной юрисдикционной деятельности таможенной администрации и противодействия таможенной преступности : сборник
2. Буваева Н.Э. Меры, стимулирующие добросовестное поведение участников таможенных правоотношений / Н.Э. Буваева, А.Н. Шашкина // Административное и муниципальное право. 2018. № 2. С. 1–9.
3. Терентьев Р.В. Особенности доказывания вины перевозчиков, привлекаемых к ответственности по ч. 3 ст. 16.1 КоАП РФ / Р.В. Терентьев // Проблемы реализации норм, регулирующих доказывание и доказательства в гражданском, арбитражном и административном судопро
4. Худжатов М.Б. Актуальные проблемы таможенного оформления иностранных товаров при расхождении сведений об их количестве в документах / М.Б. Худжатов // Стратегии бизнеса. 2021. Т. 9. № 10. С. 301–305.

Остальные статьи