Проблемы правоприменительной практики при привлечении перевозчика к административной ответственности
Аннотация
Статья посвящена исследованию проблем правоприменения при привлечении перевозчика к административной ответственности по ч. 3 ст. 16.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Представлен сравнительный анализ судебной практики, который выявил отсутствие единообразия принимаемых судебных решений. Сформулированы выводы о направлениях дальнейшего развития таможенного права, исключающие излишнее обременение лиц, перемещающих товары через таможенную границу Евразийского экономического союза, при объективном отсутствии их вины из-за незначительного расхождения веса брутто товаров. Сделан акцент на необходимости соблюдения баланса публичных и частных интересов, который должен основываться на добросовестности субъектов деятельности в области таможенного дела и готовности таможенных органов к эффективному сотрудничеству.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Таможенное дело № 02/2024 |
Страницы | 28-31 |
DOI | 10.18572/2071-1220-2024-2-28-31 |
В настоящее время, в связи со сложившейся политической и экономической обстановкой в Российской Федерации, значение Федеральной таможенной службы России (далее — ФТС России) в процессе осуществления государственного управления возрастает. Приоритетными задачами ФТС России являются упрощение порядка перемещения товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза (далее — ЕАЭС) и обеспечение соблюдения таможенного законодательства. По своей сути эти задачи противоречат друг другу: для того чтобы обеспечить соблюдение закона, таможенным органам нужно проверить, не нарушается ли он в каждом конкретном случае, т.е. осуществить таможенный контроль. Таможенный контроль, осуществляемый на этапе декларирования товара, как правило, увеличивает время выпуска. Для устранения подобных противоречий таможенные органы России применяют различные инструменты: систему управления рисками (далее — СУР), категорирование участников внешнеэкономической деятельности (далее — ВЭД), таможенный контроль после выпуска, электронное декларирование, автоматический выпуск и т.д.
В глобальном смысле целью ФТС России является обеспечение баланса частных и публичных интересов при перемещении товаров через таможенную границу ЕАЭС.
При выявлении нарушений таможенного законодательства также необходимо учитывать интересы не только государства, но и участников ВЭД. В рамках исследования была проанализирована практика привлечения перевозчиков к административной ответственности по ч. 3 ст. 16.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ). Данный состав устанавливает административную ответственность за сообщение в таможенный орган недостоверных сведений о количестве грузовых мест, об их маркировке, о наименовании, весе брутто и (или) об объеме товаров при:
– прибытии на таможенную территорию Таможенного союза;
– убытии с таможенной территории Таможенного союза;