Оптимизация подхода к формированию перечня товаров критического импорта в рамках ЕАЭС
Аннотация
Целью данной работы является определение способов оптимизации действующего подхода к формированию перечня товаров критического импорта в рамках Евразийского экономического союза. В статье обосновывается необходимость выработки наднационального механизма формирования перечня критически важных для импорта товаров на уровне ЕАЭС. Предлагаются основные этапы алгоритма формирования общего перечня товаров критического импорта. Оценивается возможность реализации предложенного подхода на базе существующих договоренностей стран — участниц ЕАЭС. В условиях реализации единой таможенной политики ЕАЭС в отношении трансграничного перемещения товаров становится необходимым формирование адекватного механизма применения критического импорта на уровне Союза. Отсутствие такого механизма в настоящее время частично обусловливает дестабилизацию экономики ЕАЭС и замедление интеграционного развития ЕАЭС. Предложенный подход может стать отправной точкой для дальнейшего исследования и анализа путей выработки общего подхода к применению критического импорта в рамках ЕАЭС.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Таможенное дело № 02/2024 |
Страницы | 9-11 |
DOI | 10.18572/2071-1220-2024-2-9-11 |
Сложившаяся напряженность, связанная с экономико-политическими ограничениями в отношении России, в совокупности с высокой зависимостью производственного сектора страны от иностранных компонентов, оборудования, сырья и технологий обусловили формирование дефицита ряда важнейших товаров. В целях стабилизации сложившейся ситуации и поддержания устойчивости российской экономики руководство страны внедрило ряд мер, поддерживающих импорт критически значимых товаров.
В то же время членство России в Евразийском экономическом союзе (далее — ЕАЭС, Союз), в рамках которого действует единое таможенно-тарифное регулирование, предполагает необходимость принятия соответствующих, поддерживающих критический импорт мероприятий на наднациональном уровне.
Понятие критического импорта не закреплено в законодательстве ЕАЭС или России и мало изучено в научных кругах. Обобщая положения нормативных правовых актов и некоторые фрагментарные теоретические заключения, можно говорить о том, что импорт конкретного товара является критическим при одновременном отсутствии или недостаточности его производства внутри Союза и определяющем значении товара для развития экономики.
Критический импорт с точки зрения комплексного подхода представляет собой механизм государственной поддержки ввоза из-за рубежа товаров, критически важных для одной или нескольких сфер хозяйствования страны или группы стран. Основным инструментом критического импорта является перечень товаров, ввоз которых считается незаменимым для обеспечения потребностей внутреннего рынка.
Основываясь на положениях нормативных правовых актов Российской Федерации (РФ) и ЕАЭС в области поддержки критического импорта, можно заключить, что для ее осуществления используются инструменты снижения или обнуления таможенных платежей, упрощение таможенного контроля и первоочередное совершение таможенных операций. Важным инструментом развития критического импорта в условиях санкций выступает также параллельный импорт.