Дата публикации: 04.04.2024

Новеллы правового регулирования вывозных таможенных пошлин

Аннотация

В статье рассматриваются нововведения в правовом регулировании вывозных таможенных пошлин, установленные Правительством Российской Федерации. Автором анализируется правовая природа ставок вывозных таможенных пошлин, размер которых зависит от курса национальной валюты, формулируются предложения по внесению изменений в законодательство, регулирующее таможенные отношения в Российской Федерации, с целью защиты прав лиц, вывозящих товары для личного пользования, а также сохранения ресурсов государственных органов.




В условиях сложной социально-экономической ситуации и бюджетного дефицита возрастает активность государственного регулирования экономики. Органы публичной власти стремятся повысить уровень фискальных поступлений в бюджет, оптимизировать администрирование налоговых и таможенных платежей.

Как отмечается специалистами, в условиях дефицита бюджета «налоговая политика становится производной от бюджетной политики». Очевидно, что на практике аналогичное положение занимает и таможенная политика в условиях недостаточности поступлений в бюджет, что влечет необходимость оптимизации таможенного обложения в сторону увеличений государственных доходов.

Связь с практикой данных утверждений очевидна, однако необходимо учитывать, что при проведении как налоговой, так и таможенной политики должны соблюдаться принципы данных видов деятельности, закрепленные в том числе в основном законе нашего государства. Как отмечается Конституционным Судом Российской Федерации, в ходе правового регулирования недопустимо искажение самого существа конституционного права или свободы, а задачи одной только рациональной организации деятельности органов власти не могут служить основанием для ограничения прав и свобод.

Ввозные и вывозные таможенные пошлины являются одними из основных инструментов регулирования внешнеэкономической деятельности. Выполняя заметную регулятивную роль, таможенные пошлины имеют и выраженное фискальное значение, выступая эффективным методом увеличения поступлений в федеральный бюджет. Так, по итогам 2022 г. сумма доходов федерального бюджета, администрируемых таможенными органами, составила 6,2 трлн рублей, при этом сумма распределенных ввозных таможенных пошлин составила 480,6 млрд руб., а вывозных — более 2,7 трлн руб. Таким образом, размер перечисляемых в бюджет Федеральной таможенной службой данной категории таможенных платежей составляет почти половину от общей суммы администрируемых доходов.

В отличие от импортных таможенных пошлин, вывозные пошлины традиционно не распространялись на широкий перечень товаров, поскольку увеличение вывоза товаров российского производства соответствовало интересам государства ввиду роста товарооборота с другими странами. Ранее экспортные пошлины главным образом применялись лишь для некоторых категорий товаров, целью которых являлись ограничения вывоза сырья. Вместе с тем в условиях бюджетного дефицита и изменения конъюнктуры рынка роль вывозных таможенных пошлин существенно повышается, что влечет распространение ее действия на более широкий круг товаров.

Список литературы

1. Бакаева О.Ю. Таможенные фискальные доходы: правовое регулирование : монография / О.Ю. Бакаева ; под редакцией Н.И. Химичевой. Москва : Статут, 2005. 185 с.
2. Кулапов В.Л. Теория государства и права : учебник / В.Л. Кулапов. Саратов : СГЮА, 2011. 364 с.
3. Набирушкина И.С. Финансово-правовое регулирование уплаты и взимания таможенных платежей : диссертация кандидата юридических наук / И.С. Набирушкина. Саратов, 2014. 212 с.
4. Сорокина М.Н. Таможенная пошлина: проблемы нормотворчества и правоприменения : диссертация кандидата юридических наук / М.Н. Сорокина. Саратов, 2009. 211 с.
5. Трошкина Т.Н. Особые виды пошлин в системе мер по защите экономических интересов Российской Федерации / Т.Н. Трошкина // Готика. 2005 // СПС «КонсультантПлюс».

Остальные статьи