Дата публикации: 04.04.2024

Об актуальности и подходах к началу перемещения товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза высокоавтоматизированными транспортными средствами

Аннотация

В статье рассматриваются актуальные вопросы перемещения товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза высокоавтоматизированными беспилотными транспортными средствами. Изложены история и основа организации экспериментальной беспилотной грузовой автомобильной перевозки по мосту через р. Амур между логистическими центрами в районе г. Благовещенска (Россия) — г. Хэйхэ (Китай). Выделяются положительные эффекты от применения беспилотных транспортных средств при осуществлении грузовых автомобильных перевозок, а также анализируются практические вопросы технологического характера, связанные с применением беспилотных транспортных средств. Авторами вносится предложение о необходимости правового закрепления движения беспилотного транспорта в рамках международных транспортных маршрутов.




Цифровизация в сфере транспорта выступает перспективным направлением для достижения целей устойчивого развития. Внедрение и повсеместное использование высокоавтоматизированных транспортных средств (далее — ВАТС) выступает важнейшим аспектом цифровой трансформации транспорта, что определено Транспортной стратегией Российской Федерации до 2030 г. с прогнозом на период до 2035 г..

Частичная и полная замена человека (водителя) искусственным интеллектом (автоматизированной системой вождения) является уже нашим настоящим, поскольку государство совместно с бизнесом активно проводит эксперименты по эксплуатации ВАТС. Пристальное внимание государства и бизнеса к разработкам в сфере ВАТС объясняется во многом прогнозируемыми положительными эффектами от их внедрения в эксплуатацию:

1) снижение себестоимости пассажирских и грузовых перевозок. Согласно Транспортной стратегии Российской Федерации до 2030 г. с прогнозом на период до 2035 г., внедрение беспилотных ВАТС позволит снизить себестоимость пассажирских и грузовых перевозок на 15%, а также позволит повысить пропускную способность транспортной инфраструктуры на 10%;

2) повышение уровня безопасности на автомобильных дорогах общего пользования. Согласно статистике Госавтоинспекции, 90% ДТП происходит вследствие нарушения или несоблюдения водителями требований ПДД. В каждом 8-м случае водитель находится в нетрезвом состоянии, 20% от общего числа ДТП были вызваны утомленным состоянием водителя. Исследования показывают, что внедрение в эксплуатацию ВАТС может снизить аварийность на автомобильных дорогах общего пользования на 70‒80%;

3) снижение риска инфекционной заболеваемости. Особенно это актуально для перевозок грузов в опасных зонах, ставших очагами заражения каких-либо инфекционных заболеваний;

Список литературы

1. Амеличкин А.В. К вопросу о правовых проблемах использования высокоавтоматизированных транспортных средств в дорожном движении / А.В. Амеличкин // Административное и муниципальное право. 2021. № 3. С. 59–73.
2. Коробеев А.И. Беспилотные транспортные средства: новые вызовы общественной безопасности / А.И. Коробеев, А.И. Чучаев // Lex russica (Русский закон). 2019. № 2 (147). С. 9–28.
3. Кочои С.М. Уголовно-правовые риски использования беспилотных транспортных средств / С.М. Кочои // Актуальные проблемы российского права. 2021. Т. 16. № 7 (128). С. 125–135.
4. Румянцев Н.В. Административно-правовое регулирование участия высокоавтоматизированных транспортных средств в дорожном движении / Н.В. Румянцев, В.В. Журавлев // Вестник экономической безопасности. 2020. № 5. С. 196–197.
5. Чучаев А.И. Ответственность за причинение ущерба высокоавтоматизированным транспортным средством: состояние и перспективы / А.И. Чучаев, С.В. Маликов // Актуальные проблемы российского права. 2019. № 6 (103). С. 117–124.

Остальные статьи