Об актуальности и подходах к началу перемещения товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза высокоавтоматизированными транспортными средствами
Аннотация
В статье рассматриваются актуальные вопросы перемещения товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза высокоавтоматизированными беспилотными транспортными средствами. Изложены история и основа организации экспериментальной беспилотной грузовой автомобильной перевозки по мосту через р. Амур между логистическими центрами в районе г. Благовещенска (Россия) — г. Хэйхэ (Китай). Выделяются положительные эффекты от применения беспилотных транспортных средств при осуществлении грузовых автомобильных перевозок, а также анализируются практические вопросы технологического характера, связанные с применением беспилотных транспортных средств. Авторами вносится предложение о необходимости правового закрепления движения беспилотного транспорта в рамках международных транспортных маршрутов.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Таможенное дело № 02/2024 |
Страницы | 2-5 |
DOI | 10.18572/2071-1220-2024-2-2-5 |
Цифровизация в сфере транспорта выступает перспективным направлением для достижения целей устойчивого развития. Внедрение и повсеместное использование высокоавтоматизированных транспортных средств (далее — ВАТС) выступает важнейшим аспектом цифровой трансформации транспорта, что определено Транспортной стратегией Российской Федерации до 2030 г. с прогнозом на период до 2035 г..
Частичная и полная замена человека (водителя) искусственным интеллектом (автоматизированной системой вождения) является уже нашим настоящим, поскольку государство совместно с бизнесом активно проводит эксперименты по эксплуатации ВАТС. Пристальное внимание государства и бизнеса к разработкам в сфере ВАТС объясняется во многом прогнозируемыми положительными эффектами от их внедрения в эксплуатацию:
1) снижение себестоимости пассажирских и грузовых перевозок. Согласно Транспортной стратегии Российской Федерации до 2030 г. с прогнозом на период до 2035 г., внедрение беспилотных ВАТС позволит снизить себестоимость пассажирских и грузовых перевозок на 15%, а также позволит повысить пропускную способность транспортной инфраструктуры на 10%;
2) повышение уровня безопасности на автомобильных дорогах общего пользования. Согласно статистике Госавтоинспекции, 90% ДТП происходит вследствие нарушения или несоблюдения водителями требований ПДД. В каждом 8-м случае водитель находится в нетрезвом состоянии, 20% от общего числа ДТП были вызваны утомленным состоянием водителя. Исследования показывают, что внедрение в эксплуатацию ВАТС может снизить аварийность на автомобильных дорогах общего пользования на 70‒80%;
3) снижение риска инфекционной заболеваемости. Особенно это актуально для перевозок грузов в опасных зонах, ставших очагами заражения каких-либо инфекционных заболеваний;