Правовые основы китайской миграционной политики в период с 1949 г. по 1970-е гг.
Аннотация
В настоящее время Китай является одной из немногих мировых держав, сосредоточивших на своих достижениях повышенное внимание со стороны всего международного сообщества. Очевидно, что в XXI столетии мировому сообществу предстоит наблюдать и геополитическое доминирование Китая, поэтому автор посчитал необходимым проанализировать законодательные основы его миграционной политики с 1949 г. по 1970-е гг., чтобы еще лучше разбираться в вопросах ее формирования и развития. В рамках данного научного исследования рассмотрены особенности возникновения и дальнейшего формирования китайской политики в сфере миграции, а также ее правовые основы с момента образования КНР и включительно по 1970-е гг. Автор приходит к выводу, что с возникновением КНР китайскими властями были установлены строжайшие меры контроля пересечения границы, и поэтому внешних миграционных процессов в стране практически не наблюдалось. В то же время с образованием КНР миграционная политика этой страны стала во многом зависеть от ряда политических факторов. В условиях внешнего враждебного окружения государству также пришлось ввести жесткую систему по выдаче виз на выезд из страны, поэтому внешние миграционные потоки до конца 1970-х гг. оставались незначительными. До конца 1970-х гг. для нее было характерно небольшое число выезжающих из страны из-за строжайших мер по регулированию эмиграции с немногими основаниями для выезда и въезда. Поэтому принятие китайским руководством в 1978 г. организационных и правовых мер способствовало дальнейшему развитию миграционной политики.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Миграционное право № 02/2024 |
Страницы | 23-25 |
DOI | 10.18572/2071-1182-2024-2-23-25 |
Вопреки многочисленным сложностям миграционная проблематика Китайской Народной Республики (далее — КНР, Китай) не перестает притягивать к себе исследователей по всему миру в связи с неугасаемой популярностью данных вопросов и их высокой актуальностью. В условиях нового тысячелетия развитие китайской государственной миграционной политики и управления процессами миграции послужило существенным стимулом социально-экономического и демографического преобразования страны, поэтому автор данной работы решил сосредоточиться на научном анализе становления правовых основ Китая в сфере миграции, поскольку проведенный анализ может быть актуален для нашей страны.
Миграционные процессы в Китае, конечно же, существовали в течение всех исторических периодов развития этой страны. Так, самые ранние китайские миграционные процессы стали возникать в период, когда начинали закладывать Великий шелковый путь — караванные дороги, которыми связывались Восточная Азия и Средиземноморье с античных времен до Средневековья. В дальнейшем в различные временные и исторические промежутки китайские миграционные процессы имели волнообразный характер, периодически набирая силу или же сокращаясь. Вместе с тем, по всей видимости, с момента зарождения государственности процессы миграции в Китае уже больше не прекращались никогда.
С начала образования КНР со стороны западных стран этому государству была объявлена блокада и введены многие запреты. В сложившейся ситуации в международно-политической сфере Китай был вынужден сосредоточить свои усилия на защите собственных государственных интересов, при этом стремясь проводить политику по вытеснению из страны иностранцев, которые находились в КНР либо прибывали на ее территорию.
Важно отметить, что еще в самом начале становления КНР ряд основных идей и принципов китайской миграционной политики уже закрепила Общая программа Китайской народной политической консультативной конференции (служившей конституционным собранием и являющейся законодательным органом КНР с 1949 по 1954 г.). Анализируемый программный документ выступал в качестве основной базы правотворческой работы КНР до принятия в 1954 г. Конституции. В том числе им провозглашались задачи и принципы китайской внешней политики. Также в данном документе были установки, указывающие на необходимость оппозиции империалистической агрессии и развитие взаимоотношений с правительствами государств, занимающих дружественные позиции по отношению к КНР. В настоящей программе также содержались положения по защите интересов иностранцев, которые прибывали в Китай, ею предоставлялись права на постоянное проживание иностранцам, нуждающимся в политическом убежище. Но в то же время в ней ничего не говорилось о возможностях для выезда китайского населения за рубеж.
На том этапе становления китайской государственности пока еще рано было говорить о развитии межкультурных отношений Китая с зарубежными партнерами. Китайцам даже запрещалось общаться с родственниками, постоянно проживающими за рубежом, в том случае если такие факты имели место быть, то такие граждане не могли в дальнейшем продвигаться по службе. Важно отметить, что на тот момент еще не существовал и законодательный акт, содержащий нормы, позволяющие регулировать въездные и выездные процедуры в КНР. В этой связи уполномоченным лицам приходилось руководствоваться неупорядоченными административными нормами, устанавливающими правила пересечения границы китайцами и иностранцами, торговли с иностранными предпринимателями и т.д.