Дата публикации: 14.03.2024

Правовые основы китайской миграционной политики в период с 1949 г. по 1970-е гг.

Аннотация

В настоящее время Китай является одной из немногих мировых держав, сосредоточивших на своих достижениях повышенное внимание со стороны всего международного сообщества. Очевидно, что в XXI столетии мировому сообществу предстоит наблюдать и геополитическое доминирование Китая, поэтому автор посчитал необходимым проанализировать законодательные основы его миграционной политики с 1949 г. по 1970-е гг., чтобы еще лучше разбираться в вопросах ее формирования и развития. В рамках данного научного исследования рассмотрены особенности возникновения и дальнейшего формирования китайской политики в сфере миграции, а также ее правовые основы с момента образования КНР и включительно по 1970-е гг. Автор приходит к выводу, что с возникновением КНР китайскими властями были установлены строжайшие меры контроля пересечения границы, и поэтому внешних миграционных процессов в стране практически не наблюдалось. В то же время с образованием КНР миграционная политика этой страны стала во многом зависеть от ряда политических факторов. В условиях внешнего враждебного окружения государству также пришлось ввести жесткую систему по выдаче виз на выезд из страны, поэтому внешние миграционные потоки до конца 1970-х гг. оставались незначительными. До конца 1970-х гг. для нее было характерно небольшое число выезжающих из страны из-за строжайших мер по регулированию эмиграции с немногими основаниями для выезда и въезда. Поэтому принятие китайским руководством в 1978 г. организационных и правовых мер способствовало дальнейшему развитию миграционной политики.




Вопреки многочисленным сложностям миграционная проблематика Китайской Народной Республики (далее — КНР, Китай) не перестает притягивать к себе исследователей по всему миру в связи с неугасаемой популярностью данных вопросов и их высокой актуальностью. В условиях нового тысячелетия развитие китайской государственной миграционной политики и управления процессами миграции послужило существенным стимулом социально-экономического и демографического преобразования страны, поэтому автор данной работы решил сосредоточиться на научном анализе становления правовых основ Китая в сфере миграции, поскольку проведенный анализ может быть актуален для нашей страны.

Миграционные процессы в Китае, конечно же, существовали в течение всех исторических периодов развития этой страны. Так, самые ранние китайские миграционные процессы стали возникать в период, когда начинали закладывать Великий шелковый путь — караванные дороги, которыми связывались Восточная Азия и Средиземноморье с античных времен до Средневековья. В дальнейшем в различные временные и исторические промежутки китайские миграционные процессы имели волнообразный характер, периодически набирая силу или же сокращаясь. Вместе с тем, по всей видимости, с момента зарождения государственности процессы миграции в Китае уже больше не прекращались никогда.

 С начала образования КНР со стороны западных стран этому государству была объявлена блокада и введены многие запреты. В сложившейся ситуации в международно-политической сфере Китай был вынужден сосредоточить свои усилия на защите собственных государственных интересов, при этом стремясь проводить политику по вытеснению из страны иностранцев, которые находились в КНР либо прибывали на ее территорию.

Важно отметить, что еще в самом начале становления КНР ряд основных идей и принципов китайской миграционной политики уже закрепила Общая программа Китайской народной политической консультативной конференции (служившей конституционным собранием и являющейся законодательным органом КНР с 1949 по 1954 г.). Анализируемый программный документ выступал в качестве основной базы правотворческой работы КНР до принятия в 1954 г. Конституции. В том числе им провозглашались задачи и принципы китайской внешней политики. Также в данном документе были установки, указывающие на необходимость оппозиции империалистической агрессии и развитие взаимоотношений с правительствами государств, занимающих дружественные позиции по отношению к КНР. В настоящей программе также содержались положения по защите интересов иностранцев, которые прибывали в Китай, ею предоставлялись права на постоянное проживание иностранцам, нуждающимся в политическом убежище. Но в то же время в ней ничего не говорилось о возможностях для выезда китайского населения за рубеж.

На том этапе становления китайской государственности пока еще рано было говорить о развитии межкультурных отношений Китая с зарубежными партнерами. Китайцам даже запрещалось общаться с родственниками, постоянно проживающими за рубежом, в том случае если такие факты имели место быть, то такие граждане не могли в дальнейшем продвигаться по службе. Важно отметить, что на тот момент еще не существовал и законодательный акт, содержащий нормы, позволяющие регулировать въездные и выездные процедуры в КНР. В этой связи уполномоченным лицам приходилось руководствоваться неупорядоченными административными нормами, устанавливающими правила пересечения границы китайцами и иностранцами, торговли с иностранными предпринимателями и т.д.

Список литературы

1. Веремейчик А.С. Вопросы современной китайской миграции в Россию в работах ученых / А.С. Веремейчик // Ойкумена. Регионоведческие исследования. 2014. № 1 (28). С. 50–56.
2. Кобец П.Н. Генезис органов государственной власти и управления Китайской Народной Республики / П.Н. Кобец // Государственная власть и местное самоуправление. 2020. № 7. С. 51–55. DOI: 10.18572/1813-1247-2020-7-51-55.
3. Кобец П.Н. Становление, функционирование и реформирование Государственного совета Китайской Народной Республики / П.Н. Кобец // Государственная власть и местное самоуправление. 2021. № 2. С. 56–60. DOI: 10.18572/1813-1247-2021-2-56-60.
4. Кулешова Н.С. Особенности регулирования нелегальной миграции в КНР / Н.С. Кулешова, Р.А. Балданова // Русская политология. 2017. № 4 (5). С. 80–83.
5. Литвинова С.Ф. Трансформация международного частного права Китая / С.Ф. Литвинова // Вестник Хабаровской государственной академии экономики и права. 2010. № 4–5. С. 109–115.
6. Лю Я. Институциональные особенности деятельности Народного политического консультативного совета Китая / Я. Лю // Общество: политика, экономика, право. 2020. № 9 (86). С. 20–23. DOI: 10.24158/pep.2020.9.3.
7. Морин А.В. Миграционная политика Китая / А.В. Морин // Вестник Уфимского юридического института МВД России. 2016. № 4 (74). С. 12–16.
8. Морозов Ю.А. «Культурная революция» в Китае: взгляд китайских и российских исследователей / Ю.А. Морозов, П. Ван, Т.Р. Суздалева // Этносоциум и межнациональная культура. 2021. № 8 (158). С. 89–95.
9. Островский А.В. 40 лет экономических реформ в КНР (1978–2018): итоги, проблемы / А.В. Островский // 40 лет экономических реформ в КНР : материалы конференции Центра экономических и социальных исследований Китая ИДВ РАН (г. Москва, 01–02 апреля 2019 г.) :
10. Трощинский П.В. Правовая система Китайской Народной Республики: становление, развитие и характерные особенности / П.В. Трощинский // Вестник Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА). 2015. № 5 (9). С. 99–117.
11. Юань С. Китайский опыт совершенствования миграционной политики: основные этапы, нерешенные проблемы / С. Юань // Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология. 2018. Т. 24. № 3. С. 108–120.

Остальные статьи