Особенности миграционной политики современного правового государства
Аннотация
В статье рассматривается проблема осуществления миграционной политики современным правовым государством. Автор анализирует подходы к пониманию категории «правовое государство» и, выделив базовые требования, предъявляемые к данной модели политико-правовой организации общества, исследует специфику осуществления им функции по контролю за миграцией населения. Определяются сложности, с которыми сталкивается современное государство, реализуя свою миграционную политику, а также демонстрируется ограниченность модели правового государства в рассматриваемых вопросах.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Миграционное право № 02/2024 |
Страницы | 10-12 |
DOI | 10.18572/2071-1182-2024-2-10-12 |
Постановка вопроса о реализации правовым государством какой-либо отчетливой миграционной политики предполагает выяснение и объяснение по крайней мере двух компонентов:
1. Определение понятия «правовое государство», которое можно будет взять как рабочее в рамках такого исследования, не претендующее на универсальность в отношении других проблематик, но и не обладающее теми «экстравагантными» характеристиками, которые уводят в сторону от устоявшегося мейнстрима в понимании данной теоретико-правовой модели.
2. Четкое понимание того, что представляет собой сегодня миграционная политика государства, каковы ее направления, а, самое главное, каковы пределы ее осуществления, какими факторами эти пределы образуются, каковы перспективы изменения этих пределов и т.п.
По сути, ответы на эти вопросы, с одной стороны, и являются содержанием исследования заявленной проблематики, с другой — открывают новые перспективы в изучении проблемы миграционной политики современного правового государства.
Итак, предлагаем отвечать на эти вопросы (раскрывать эти основные части нашего исследования) согласно той очередности, в которой они заявлены. Теме правового государства посвящено множество исследований, в рамках которых предпринимаются попытки в первую очередь объяснить сущность данного явления или, скорее, модели, предложенной теоретиками, с одной стороны, с перспективой реализации ее в практике государственного управления, с другой — для более или менее объективной дифференциации различных государств на предмет соответствия требованиям, предъявляемым к правовым государствам. Интересно здесь, конечно, и то, что и в первом, и во втором случаях мы сталкиваемся с достаточно сомнительным результатом с точки зрения достижения поставленных целей. Это влечет за собой известный скепсис (как в науке, так и на популярном уровне) в отношении самой категории «правовое государство» и ставит ее в этом смысле в один ряд с такими же растиражированными понятиями, как «демократия», «права человека», «гражданское общество» и т.п.