Дата публикации: 28.03.2024

Деятельность общественных советов при государственных структурах России: состояние и перспективы развития

Аннотация

В статье дается оценка деятельности общественных (экспертных, консультативных) советов при государственных структурах современной России, выводы базируются на анализе нормативной правовой базы и данных эмпирических социологических исследований. Выделены основные факторы, способствующие совершенствованию деятельности советов в качестве органов гражданского участия, сделаны практические предложения.




Предметом статьи является деятельность общественных (экспертных, консультативных) советов при исполнительных и законодательных (представительных) органах государственной власти федерального и регионального уровней в современной России. Феномену общественных советов при органах госвласти, содержанию их деятельности посвящено немало междисциплинарных исследований российских авторов. История данного института берет свое начало с 2005 г., при этом дискуссии не прекращаются по сей день. Процесс «перезагрузки» советов, действующих при органах государственной власти, предпринятый в 2013–2014 гг., не разрешил всех проблемных вопросов, хотя несколько ослабил их остроту. Почему так происходит?

На мой взгляд, причина кроется в том, что общественные советы при госструктурах находятся в переходной зоне между гражданской и административно-государственной сферами, каждая из которых имеет свои конституирующие признаки и закономерности, регулируется специфическими правилами. В силу неоднородности вышеназванная переходная зона наполнена как исправляющими, так и деструктивными взаимовлияниями, определяющими характер данного института и степень его инклюзивности (или эксклюзивности). В данном случае речь идет о степени вовлеченности граждан в деятельность общественных советов при госструктурах и их влияния на принимаемые решения. В значительной степени это зависит от конкретного соотношения сил между гражданской и государственно-административной сферами общественной жизни, поэтому добиться незыблемости здесь вряд ли удастся. А вот стремиться к достижению «благотворной обратной связи» необходимо, чтобы повысить вовлеченность граждан в решение жизненно важных вопросов.

В настоящее время общественные советы при государственных структурах выполняют роль посредников (переговорных площадок, механизмов) между гражданским обществом и властью. Российские исследователи отводят им роль институтов, выполняющих медиаторские функции между основными акторами публичной политики, объединяющими интересы и устраняющими возникающие противоречия. При этом особенности работы органов государственной власти влияют на конкретные формы и характер деятельности этих «пограничных структур» (опр. Д. Гастона), а также состав участников. Соглашусь с А. Сунгуровым, что члены советов приобретают статус «эксперта» автоматически в результате вхождения в ту или иную переговорную площадку. Дополню этот тезис другой составляющей: при вхождении в тот или иной совет независимых экспертов он автоматически приобретает статус «общественного». Именно поэтому я не вижу принципиальной разницы между терминами «общественный», «экспертный», «экспертно-консультационный», «научно-консультативный» применительно к советам, действующим в промежуточной зоне между гражданским обществом и государственно-административной сферой, и не считаю это предметом дискуссий.

Список литературы

1. Аджемоглу Д. Почему одни страны богатые, а другие бедные. Происхождение власти, процветания и нищеты / Д. Аджемоглу, Д.А. Робинсон. Москва : АСТ, 2020. 672 с.
2. Гончаров В.В. О проблемах и перспективах развития общественных советов при законодательных (представительных) и исполнительных органах власти субъектов Российской Федерации: Конституционно-правовой анализ / В.В. Гончаров // Право и государство: теория и п
3. Гриб В.В. Общественный контроль на современном этапе: проблемы правового развития / В.В. Гриб // Вестник Академии права и управления. 2015. № 4 (41). С. 11–15.
4. Дьякова Е.Г. Общественные советы в системе институтов гражданского общества: формирование и функции / Е.Г. Дьякова // Научный ежегодник Института философии и права Уральского отделения Российской академии наук. 2016. Т. 16. № 4. С. 33–44.
5. Макарычев А.С. Экспертное сообщество России при президентстве В. Путина: проблемы внутренней и внешней субъективности / А.С. Макарычев // Публичная политика — 2005 : сборник статей / под редакцией М.Б. Горного и А.Ю. Сунгурова. Санкт-Петербург : Норма, 20
6. Нужнова С.Л. Развитие гражданского общества посредством становления и функционирования института общественных советов при государственных органах / С.Л. Нужнова // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. 2015. № 1. С. 115–121.
7. Общественные палаты в субъектах РФ: между медиацией и имитацией / под общей редакцией А.Ю. Сунгурова. Санкт-Петербург : Алетейя, 2020. 252 с.
8. Перспективы и механизмы консолидации экспертного сообщества: к российской версии политического языка. Аналитический доклад / И.А. Чихарева, Н.П. Мартыненко, Б.А. Прокудина [и др.] ; под руководством О.В. Морозова. Москва, 2015. 71 с.
9. Петров В.К. Экспертно-аналитическое сообщество: наукоемкость и ответственность / В.К. Петров, М.Ю. Петрова // Власть. 2022. Т. 30. № 3. С. 39–46.
10. Сатырь Т.С. Экспертное сопровождение деятельности органов власти в процессе принятия государственных управленческих решений / Т.С. Сатырь // Вестник Поволжского института управления. 2018. Т. 18. № 2. С. 20–26.
11. Сунгуров А.Ю. Институты-медиаторы и их развитие в современной России. 1. Общественные палаты и консультативные советы: федеральный и региональный опыт / А.Ю. Сунгуров, О.С. Захарова, Л.А. Петрова, Н.П. Распопов // Полис. Политические исследования. 2012. №
12. Сунгуров А.Ю. Экспертные сообщества и власть: модели взаимодействия, основные функции и условия их реализации / А.Ю. Сунгуров // Политическая наука. 2015. № 3. С. 53–70.
13. Факторы развития гражданского общества и механизмы его взаимодействия с государством / под редакцией Л.И. Якобсона. Москва : Вершина, 2008. 296 с.

Остальные статьи