Развитие идеи всеобщего юридического равенства в России в начале ХХ в.
Аннотация
В статье рассматриваются особенности теоретико-идеологического становления и развития идеи всеобщего юридического равенства участников правоотношений в России в начале ХХ в. как одного из базовых принципов государственного права. Анализируются политико-правовые взгляды на данный вопрос видного русского правоведа начала ХХ в. Ф.Ф. Кокошкина. Анализируются деструктивные факторы и пережитки феодализма, препятствующие государственным преобразованиям и внедрению принципа всеобщего юридического равенства в России, такие как сословность, ограничения по национальному признаку, неготовность к преобразованиям различных политических сил, представленных в Государственной Думе.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Гражданское общество в России и за рубежом № 01/2024 |
Страницы | 2-4 |
DOI | 10.18572/2221-3287-2024-1-2-4 |
Современная государственно-правовая доктрина неотъемлемым элементом демократической государственности рассматривает юридическое равенство участников общественных отношений. Подобный подход основывается на теории естественных прав и свобод человека, ставшей идеологической основой трансформации государственно-правовых моделей в странах Европы в XVIII–XIX вв. Несмотря на то, что в России подобный процесс был замедлен в силу особенностей национально-исторического развития, в конце XIX — начале XX вв., идея новой государственности, основанной, в том числе, на принципе равенства, получила широкое распространение. В контексте этого развивались и различные государственно-правовые воззрения по вопросу дальнейшего государственно-правового устройства России.
Современная российская государственно-правовая модель, безусловно, основывается на концепции признания и приоритета прав и свобод человека и гражданина, неотъемлемой составляющей которой выступает юридическое равенство всех участников общественных отношений и наделение их равными правами и свободами. Все чаще идея юридического равенства рассматривается не только применительно к физическим лицам, но и юридическим. При этом заслуживает внимания развитие идеи юридического равенства в России в условиях монархического строя, но при складывающихся предпосылках государственно-правовых преобразований.
Вопрос о равенстве вообще самым тесным образом связывается с вопросом о гражданской свободе, и можно сказать, что в современных условиях государственной жизни свобода без равенства неосуществима, поскольку свобода диалектически связана с равенством. При этом один из видных деятелей в области государственного права Ф.Ф. Кокошкин указывает на то, что в России эти два понятия связаны теснее, нежели в какой-либо другой стране. Специфику эволюции идеи равенства правовед объясняет особенностями русского менталитета. «Наше отечество в этом отношении находится в совершенно особом положении, — указывает Ф.Ф. Кокошкин, — с одной стороны, и в нашем обществе, и в широких массах населения в высшей степени развито и давно укоренилось чувство демократического равенства». Примечательно то, что спецификой русского сознания он объясняет и неудачные попытки утверждения гражданской и политической свободы членов общества, говоря о том, что само общество еще не готово было к принятию идеи всеобщего равенства.
Следует отметить, что влияние национального менталитета на государственно-правовое развитие России неоднократно выступало объектом научного внимания не только в современной юридической науке, но и на этапе становления науки государственного права в России.