Дата публикации: 04.04.2024

Принципы правового регулирования системы здравоохранения Республики Куба и Российской Федерации

Аннотация

Исследуя иностранный опыт в области правового регулирования общественных отношений в сфере охраны здоровья, как правило, внимание уделяют развитым государствам, занимающим первые строчки в рейтингах по качеству, доступности и иным критериям оценки системы здравоохранения. И подобный подход вполне обоснован. Ведь интерес представляют в первую очередь лучшие практики. Однако полагаем, что изучить особенности правовой политики в области здравоохранения развивающегося государства, которое сталкивается со схожими с Россией проблемами, в том числе санкционной политики, важно и полезно для поиска возможных путей решения таких проблем. В этой связи авторами была выбрана Куба, которая, несмотря на экономическое давление, смогла создать одну из лучших систем здравоохранения в регионе. В настоящей статье проанализированы базовые принципы правового регулирования общественных отношений в сфере охраны здоровья России и Республики Куба.




Начиная с 1959 г. между Россией и Кубой установлены крепкие и дружеские отношения, сотрудничество осуществляется по различным направлениям, в том числе и в сфере охраны здоровья. Сегодня система здравоохранения Кубы находится на лидирующих позициях в регионе, наряду с Аргентиной, Мексикой, Бразилией и Чили, при этом страна долгое время находится под санкционным давлением. Такие успехи Кубы объясняются рядом факторов. Прежде всего отметим, что после революции 1959 г. и установления новой государственности вопросы здравоохранения были обозначены в качестве приоритетного направления развития, таковыми остаются и сегодня. Традиционно расходы на здравоохранение — одна из самых больших статей расходов бюджета Кубы. На 2024 г. доля бюджетных расходов на здравоохранение составляет 26%, большая часть которых направлена на первичную медико-санитарную помощь. Надо отметить, что государственный бюджет является единственным источником финансирования системы здравоохранения Кубы. Существуют только государственные медицинские учреждения, частной медицины не существует. При этом, за исключением отдельных направлений медицинских услуг (например, стоматология), медицинская помощь предоставляется бесплатно. В отличие от Кубы, расходы на здравоохранение в России осуществляются не только за счет средств федерального бюджета, но и за счет средств Фонда обязательного медицинского страхования. Если суммировать объем бюджетов государства и ФОМС, то расходы на здравоохранение в России составят примерно13%.

Отдельно стоит отметить, что все это время на страну наложены экономические санкции, которые ограничивают доступ к технологиям, в том числе в области медицины. Проблема обучения специалистов на первом этапе была решена благодаря поддержке СССР, где проходили подготовку будущие медики. Сегодня на Кубе создано 13 медицинских университетов, а также многочисленные центры последипломного образования и медицинских исследований, которые предоставляют возможность профессиональной переподготовки и повышения квалификации. По данным ВОЗ, по состоянию на 2022 г. в стране на 10 000 человек приходилось 84,3 врача, что представляется крайне высоким показателем. Для сравнения в России — 38, США — 35, Германии и Испании — 45.

Кроме того, СССР помощь оказывалась и путем предоставления медицинских технологий и оборудования. На период начиная с 1990-х годов столь тесное сотрудничество между Кубой и Россией было прервано, однако последние годы наблюдается увеличение направлений взаимодействия. Так, например, в августе прошлого года Кубе было передано 26 т медицинского оборудования и расходных материалов. А в 2022 г. было заключено соглашение между Правительством России и Правительством Кубы «об оказании медицинской помощи военнослужащим, гражданским служащим вооруженных сил Российской Федерации и Республики Кубы и членам их семей». Это лишь отдельные примеры, указывающие на возобновление тесного сотрудничества двух стран в области охраны здоровья.

Список литературы

1. Басак А.Е. Гуманитарная политика Кубы как инструмент внешнеполитического позиционирования / А.Е. Басак // Этносоциум. 2020. № 11 (149). С. 67–78.
2. Демидов А.М. Медицинская дипломатия как направление внешней политики Кубы / А.М. Демидов // Сборник статей кафедры международных отношений, медиалогии, политологии и истории. Вып. 2 / редактор А.А. Марков. Санкт-Петербург : Санкт-Петербургский государстве
3. Михайленко А.Н. Контуры нового мирового порядка / А.Н. Михайленко // Этносоциум и межнациональная культура. 2019. № 8 (134). С. 143–158.
4. Пупо Очоа Я. Анализ национальной системы здравоохранения Кубы / Я. Пупо Очоа // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Экономика. 2020. Т. 28. № 4. С. 737–750.
5. Brouwer S. The Cuban Revolutionary Doctor: The Ultimate Weapon of Solidarity / S. Brouwer // Monthly Review An Independent Socialist Magazine. 2009. Vol. 60. Iss. 8.
6. De Vos P. Cuba’s International Cooperation in Health: an Overview / P. De Vos, W. Ceukelaire, M. Bonet // International Journal of Health Services. 2007. Vol. 37. Iss. 4. P. 761–776.
7. Delgado C.J. Cuba COVID-19: Valores revelados / C.J. Delgado. URL: <a href="https://www.academia.edu/44068747/" target="_blank">https://www.academia.edu/44068747/</a> Cuba_COVID_19_Valores_revelados
8. Martínez H. El Presupuesto es la vida de la nación / H. Martínez // Presidencia.gob.cu. 2023. 20 Diciembre.

Остальные статьи