Применение вспомогательных репродуктивных технологий в России и Приднестровье: вопросы правового регулирования
Аннотация
Статья посвящена анализу правового регулирования порядка применения вспомогательных репродуктивных технологий в Российской Федерации и Приднестровской Молдавской Республике. Автором сделан вывод о необходимости развития взаимоотношений между органами законодательной власти в обоих государствах для перенятия положительного опыта каждой из стран в сфере преодоления мужского и женского бесплодия.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Медицинское право № 01/2024 |
Страницы | 38-40 |
Среди множества проблем, которыми обременено человечество, отнюдь не последнее место сегодня занимает с каждым годом усугубляющийся по всему миру демографический кризис. Причин у этого негативного явления много, однако нас интересует болезнь мужской и женской репродуктивной системы, определяемая как неспособность добиться беременности после регулярных незащищенных половых актов на протяжении 12 или более месяцев, которая нередко обусловливается диагностированием у половых партнеров бесплодия.
По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), бесплодием на сегодняшний день страдают 17,5% взрослого населения, т.е. примерно каждый шестой человек в мире, в России — 15% пар, в Приднестровье — 55% пар. Учитывая столь высокие показатели нарушений мужской и женской фертильности, предпринимаются попытки ее терапии, в каждом из государств разработана соответствующая нормативно-правовая база, которая и станет предметом анализа в предпринятом нами научном исследовании.
Полагаем правильным начать рассмотрение нормативного регулирования с актов большей юридической силы. Так, в России действует Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», в котором вопросам вспомогательной репродукции посвящена лишь ст. 55, где штрихпунктирно раскрыт понятийный аппарат, обозначен субъектный состав правоотношений по искусственному родовспоможению, приведены некоторые аспекты криоконсервации, донорства и программы суррогатного материнства. Остальные вопросы, затрагивающие множественные тонкости сложного процесса преодоления мужского и женского бесплодия, либо находятся в мандате деятельности Минздрава России, которое, реализуя свой функционал, приняло приказ, устанавливающий порядок использования вспомогательных репродуктивных технологий (ВРТ), противопоказания и ограничения к их применению, либо вообще не находят своего отражения на уровне нормативных актов любого из уровней публичной власти.