Актуальные вопросы применения индикаторов риска государственного контроля (надзора) в сфере здравоохранения
Аннотация
В статье рассмотрены правовые аспекты применения индикаторов риска, лежащих в основе внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий в сфере здравоохранения. Выделен перечень минимально необходимых условий для формирования и утверждения индикаторов риска, включающий в себя: научную обоснованность; формальную определенность; доступность для органа контроля (надзора). Изучены действующие и предложены новые индикаторы риска в сфере федерального государственного контроля (надзора) качества и безопасности медицинской деятельности, обращения лекарственных средств и медицинских изделий.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Медицинское право № 01/2024 |
Страницы | 18-21 |
Прошедшая административная реформа привела к новому витку многолетних споров о границах государственного вмешательства в хозяйственную деятельность, посредством такого инструмента, как государственный контроль и надзор. В настоящее время, законодательное закрепление получила концепция «минимизации вмешательства», направленная прежде всего на оптимальное использование материальных, финансовых, трудовых и иных ресурсов органов государственной власти. В научной юридической литературе отмечается, что риск-ориентированный подход, поставленный во главу угла современной контрольно-надзорной деятельности, имеет определенные пробелы в теоретико-правовом и административно-процедурном обосновании. Действующий с 2021 г. порядок осуществления контрольной (надзорной) деятельности предусматривает широкое использование критериев риска и индикаторов риска, однако имеет недостатки административно-правового и прикладного характера. При этом индикаторы риска, лежащие в основе внеплановых проверок, оказывают непосредственное влияние на эффективность контроля как многопланового явления, включающего в себя и функцию государства, и неотъемлемую часть управленческого процесса.
С учетом вышеизложенного целью данного исследования является выработка мер, направленных на оптимизацию индикаторов риска в сфере здравоохранения. В качестве задач определены: 1) выявление минимально необходимых условий для нормативно-правового утверждения индикаторов риска для контрольных (надзорных) мероприятий в сфере здравоохранения; 2) изучение действующих индикаторов риска при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) качества и безопасности медицинской деятельности, обращения лекарственных средств и медицинских изделий; 3) разработка проектов дополнительных индикаторов риска, с учетом такой национальной цели развития Российской Федерации, как сохранение населения, здоровье и благополучие людей.