Дата публикации: 04.04.2024

Актуальные вопросы применения индикаторов риска государственного контроля (надзора) в сфере здравоохранения

Аннотация

В статье рассмотрены правовые аспекты применения индикаторов риска, лежащих в основе внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий в сфере здравоохранения. Выделен перечень минимально необходимых условий для формирования и утверждения индикаторов риска, включающий в себя: научную обоснованность; формальную определенность; доступность для органа контроля (надзора). Изучены действующие и предложены новые индикаторы риска в сфере федерального государственного контроля (надзора) качества и безопасности медицинской деятельности, обращения лекарственных средств и медицинских изделий.




Прошедшая административная реформа привела к новому витку многолетних споров о границах государственного вмешательства в хозяйственную деятельность, посредством такого инструмента, как государственный контроль и надзор. В настоящее время, законодательное закрепление получила концепция «минимизации вмешательства», направленная прежде всего на оптимальное использование материальных, финансовых, трудовых и иных ресурсов органов государственной власти. В научной юридической литературе отмечается, что риск-ориентированный подход, поставленный во главу угла современной контрольно-надзорной деятельности, имеет определенные пробелы в теоретико-правовом и административно-процедурном обосновании. Действующий с 2021 г. порядок осуществления контрольной (надзорной) деятельности предусматривает широкое использование критериев риска и индикаторов риска, однако имеет недостатки административно-правового и прикладного характера. При этом индикаторы риска, лежащие в основе внеплановых проверок, оказывают непосредственное влияние на эффективность контроля как многопланового явления, включающего в себя и функцию государства, и неотъемлемую часть управленческого процесса.

С учетом вышеизложенного целью данного исследования является выработка мер, направленных на оптимизацию индикаторов риска в сфере здравоохранения. В качестве задач определены: 1) выявление минимально необходимых условий для нормативно-правового утверждения индикаторов риска для контрольных (надзорных) мероприятий в сфере здравоохранения; 2) изучение действующих индикаторов риска при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) качества и безопасности медицинской деятельности, обращения лекарственных средств и медицинских изделий; 3) разработка проектов дополнительных индикаторов риска, с учетом такой национальной цели развития Российской Федерации, как сохранение населения, здоровье и благополучие людей.

Список литературы

1. Агамагомедова С.А. Риск-ориентированный подход при осуществлении контрольно-надзорной деятельности: теоретическое обоснование и проблемы применения / С.А. Агамагомедова // Сибирское юридическое обозрение. 2021. Т. 18. № 4. С. 460–470.
2. Беликова К.М. Значение реформы законодательства о государственном контроле (надзоре) для государства и бизнеса / К.М. Беликова, М.А. Ахмадова // Хозяйство и право. 2023. № 3 (554). С. 15–26.
3. Конституционно-правовые основы государственного контроля в Российской Федерации : научно-практическое пособие / автор-составитель А.А. Спиридонов. Москва : Издание Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, 2011. 160 с.
4. Ноздрачев А.Ф. Реформа государственного контроля (надзора) и муниципального контроля / А.Ф. Ноздрачев, С.М. Зырянов, А.В. Калмыкова // Журнал российского права. 2017. № 9 (249). С. 34–46.
5. Сергеев Ю.Д. Концепция совершенствования судебно-медицинской экспертизы неблагоприятных последствий оказания медицинской помощи / Ю.Д. Сергеев, С.В. Козлов // Медицинское право. 2018. № 4. С. 3–8.

Остальные статьи