Негосударственная судебно-экспертная деятельность: целесообразность, необходимость и реализуемость
Аннотация
Статья посвящена анализу действующего отечественного законодательства и нормативной правовой базы в части возможности осуществления негосударственной судебно-экспертной деятельности.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Медицинское право № 01/2024 |
Страницы | 6-9 |
Появление в отечественном законодательстве в 2001 г. Федерального закона от 31 мая 2001 г. № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» при отсутствии соответствующего закона о негосударственной судебно-экспертной деятельности создало ситуацию, когда один вид деятельности стал восприниматься как законный, а другой — как не вполне незаконный.
Пробивая себе дорогу на рынке услуг, негосударственные судебно-экспертные учреждения стали именовать себя «независимыми», получив тем самым в общественном мнении недостающее им преимущество по сравнению с государственными, которые невольно оказались в статусе «зависимых». Однако отсутствие единого понимания юридической сущности независимой экспертизы обусловливает ее непринятие российской правовой наукой и, как следствие, препятствует достижению адекватного восприятия государством (в лице следственных и судебных органов) института негосударственной («альтернативной») экспертизы.
В итоге создаются трудности для осуществления обоих видов судебно-экспертной деятельности — как государственной, так и негосударственной. Внесенный еще в 2013 г. в Государственную Думу законопроект № 306504-6 «О судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации», в единстве рассматривающий два вида судебно-экспертной деятельности (государственную и негосударственную), не прошел второе чтение и все еще находится на стадии внесения изменений, поправок и согласования.
Цель настоящей публикации — анализ действующего отечественного законодательства и нормативной правовой базы в части возможности и реализуемости негосударственной судебно-экспертной деятельности.