Качество экспертной деятельности в сфере государственного управления
Аннотация
В статье обозначена актуальность вопроса взаимодействия органов исполнительной власти с экспертным сообществом и его влияния на качество государственного управления. Выделены и раскрыты важные и необходимые для организации государственного управления характеристики экспертной деятельности, обусловливающие ее качество. Представленный подход может быть использован для обеспечения системной организации практической деятельности в области повышения качества экспертной деятельности в сфере государственного управления.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Административное право и процесс № 04/2024 |
Страницы | 60-63 |
DOI | 10.18572/2071-1166-2024-4-60-63 |
В последнее время повышению качества государственного управления придается особое значение. Данное направление выступает лейтмотивом практически всех проводимых в Российской Федерации реформ, связанных с совершенствованием организации публичной деятельности. Это нашло отражение в документах стратегического планирования, в которых повышение качества «жизни и благосостояния граждан», «человеческого потенциала», «медицинской помощи», «образования», «предоставления государственных и муниципальных услуг» и т.д. провозглашены основными целями государственной политики. Успешному достижению многих из них способствует взаимодействие государственных структур с профессиональным сообществом. Оно осуществляется посредством вовлечения экспертов в процессы совершенствования правового регулирования, повышения эффективности действующих и разработки новых государственных механизмов, направленных на развитие отраслей и сфер государственного управления. Повышение качества экспертных исследований определяется как одно из основных направлений научно-технологической политики и социально-экономического развития Российской Федерации.
Актуальность проблематики повышения качества государственного управления подтверждается проводимыми исследованиями в этой области. Своевременность обращения к вопросам, связанным с совершенствованием государственно-управленческой деятельности, открывает новые возможности для поиска решений конкретных научных задач. Одной из проблем низкого качества государственного управления учеными-юристами называется отсутствие системности правового регулирования государственного управления. В частности, на необходимость обогащения регуляторного потенциала административного законодательства обращают свое внимание Э.В. Талапина и В.Н. Южаков, которые отмечают, что многие вопросы процесса государственного управления «остаются неурегулированными и противоречиво решаются в практике государственного управления».
Такая ситуация имеет место и в сфере государственной экспертной деятельности, масштабы которой значительны. Она затрагивает практически все сферы и отрасли государственного управления. Вместе с тем единых правовых основ организации привлечения экспертов к принятию государственных управленческих решений в Российской Федерации до сих пор не создано. В научной среде предлагаются разные варианты разрешения данной проблемы, включая разработку Закона об основах экспертной деятельности и Экспертного кодекса Российской Федерации.