Особенности административно-процессуального статуса судей судов общей юрисдикции в производстве по делам об административных правонарушениях: анализ процессуальных полномочий
Аннотация
В статье рассматриваются процессуальные аспекты статуса судей судов общей юрисдикции в производстве по делам об административных правонарушениях. Автором осуществляется анализ полномочий судей при разрешении дел указанной категории; предлагается их классификация, позволяющая аргументировать позицию о том, что действующий закон предоставляет исключительно судьям реализацию значимых полномочий как на стадии возбуждения производства по делу об административном правонарушении, так и на стадиях рассмотрения дела, пересмотра постановлений (решений) и их исполнения, что отделяет судей судов общей юрисдикции от административных органов при производстве по делам об административных правонарушениях, свидетельствует об их особом положении при рассмотрении данных дел.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Административное право и процесс № 04/2024 |
Страницы | 47-50 |
DOI | 10.18572/2071-1166-2024-4-47-50 |
В осуществлении государственных функций принимает участие значительное число государственных органов и уполномоченных должностных лиц. Такое положение является оправданным ввиду наличия колоссального массива и разнообразия регулируемых и контролируемых государством общественных отношений, а также необходимости оперативного и профессионального решения глобальных и текущих задач, стоящих перед субъектами власти. Безусловно, большое значение при этом имеет четкое определение того, какой именно субъект будет разрешать конкретное дело, в том числе в сфере осуществления юрисдикционной деятельности и, в частности, в ходе производства по делу об административном правонарушении, а также каков будет статус такого субъекта и объем его властных полномочий.
В силу ст. 22.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) судьи, наряду с органами государственной власти и местного самоуправления, наделены правом рассмотрения дел об административных правонарушениях.
До настоящего времени в науке отсутствует единство в определении правового статуса судей в производстве по делам об административных правонарушениях. Некоторые авторы ставят судей в один ряд с иными субъектами, наделенными правом рассмотрения дел об административных правонарушениях, также определяя рассматриваемую деятельность судей в качестве юрисдикционной. Другая группа авторов отстаивает позицию, согласно которой судьи не входят в число юрисдикционных органов, поскольку рассмотрение ими дел об административных правонарушениях составляет деятельность по отправлению правосудия.
В наиболее общем понимании деятельность судей всегда ассоциируется именно с отправлением правосудия, выражающим предназначение судебной власти, предусмотренное Конституцией РФ.
Из толкования ч. 1 ст. 118 Конституции РФ следует, что правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом, однако полномочиями по рассмотрению дел об административных правонарушениях в соответствии со ст. 22.1, 23.1 КоАП РФ наделены судьи единолично. Деятельность судей по рассмотрению дел об административных правонарушениях в основном урегулирована нормами КоАП РФ. При этом производство по делам об административных правонарушениях в целом, в силу ч. 2 ст. 118 Конституции РФ в системном единстве со ст. 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (КАС РФ), не отнесено законодателем к административному судопроизводству.