Дата публикации: 14.03.2024

К вопросу о правовой природе производства по делам об административных правонарушениях, осуществляемого в упрощенном порядке

Аннотация

Статья посвящена исследованию правовой природы производства по делам об административных правонарушениях, осуществляемом в упрощенном порядке.




Исследование любого правового феномена невозможно без обращения к его правовой природе, которая позволяет «не только дать его правовую характеристику, уяснить его место и роль среди других, но и выявить его основание (“правовой корень”), оказывающее неизбежное влияние на его правовую характеристику» . Не стало исключением в этом отношении и производство по делам об административных правонарушениях, вопрос определения правовой природы которого до сих пор остается дискуссионным и вследствие этого нерешенным. Основной темой научной дискуссии в этом направлении явилось определение правовой природы деятельности судей и судов по рассмотрению дел об административных правонарушениях. На протяжении уже многих лет ученые не могут решить, к чему отнести эту деятельность: к правосудию или административной юрисдикции?

По нашему мнению, этот вопрос является не единственным, требующим своего решения. Представляется, что, наряду с указанным разногласием, требует ответа вопрос определения правовой природы производства по делам об административных правонарушениях, осуществляемого в упрощенном порядке. Дело в том, что названный вид производства значительным образом отличается от производства по делам об административных правонарушениях, осуществляемого в обычном порядке, которое в науке административного права традиционно относят к юрисдикционным. Исследователями особенностей и проблем различных отраслей процессуального права обоснованно доказано, что существо таких производств составляет рассмотрение и разрешение дел о правовом конфликте, а основными признаками юрисдикционной деятельности являются:

• наличие правового конфликта (спора или правонарушения), который обусловливает возникновение названной деятельности;

• состязательная процедура разрешения дела. В ходе ее осуществления юрисдикционным органом стороны правового конфликта имеют широкие возможности по защите своих прав и законных интересов;

• принятие решения в установленной законом форме.

Список литературы

1. Административное право : учебник / Б.В. Россинский, Ю.Н. Старилов. 4-е изд., пересм. и доп. Москва : Норма, 2009. 926 с.
2. Административно-процессуальное право России : учебник для вузов. В 2 частях. Ч. 1 / А.Б. Зеленцов, П.И. Кононов, А.И. Стахов. 2-е изд., перераб. и доп. Москва : Юрайт, 2022. 311 с.
3. Административно-процессуальное право России : учебник для вузов. В 2 частях. Ч. 2 / А.Б. Зеленцов, П.И. Кононов, А.И. Стахов. 2-е изд., перераб. и доп. Москва : Юрайт, 2022. 301 с.
4. Дугенец А.С. Протокол об административном правонарушении: процессуально-правовое и процедурное значение / А.С. Дугенец, М.Я. Масленников // Научный портал МВД России. 2009. № 3. С. 13–19.
5. Еропкин М.И. Управление в области охраны общественного порядка / М.И. Еропкин. Москва : Юридическая литература, 1965. 215 с.
6. Комиссарова Е.Г. Формально логические аспекты понятия «правовая природа» / Е.Г. Комиссарова // Вестник Пермского университета. Серия: Юридические науки. 2012. № 2 (16). С. 23–29.
7. Серков П.П. Административная ответственность в российском праве: современное осмысление и новые подходы : монография / П.П. Серков. Москва : Норма : ИНФРА-М, 2012. 480 с.
8. Шергин А.П. Административная юрисдикция / А.П. Шергин. Москва : Юридическая литература, 1979. 144 с.

Остальные статьи