Дата публикации: 14.03.2024

Оптимизация статусов участников производства по делам об административных правонарушениях

Аннотация

Статья посвящена вопросам оптимизации статусов участников производства по делам об административных правонарушениях. Рассматривается перечень участников данного производства, заинтересованных в исходе дела. Проводится сравнительно-правовой анализ содержания их статусов, а также положений, регламентирующих соответствующие процессуальные действия. На основании проведенного исследования выдвигаются предложения, направленные на оптимизацию указанных статусов.




Участники производства по делам об административных правонарушениях традиционно делятся на две группы: лица, которые заинтересованы в исходе дела, и лица, которые содействуют ведению производства по делам об административных правонарушениях.

Указанные лица определены в гл. 25 «Участники производства по делам об административных правонарушениях, их права и обязанности» Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ).

Нужно отметить, что аналогичная по содержанию гл. 20 имелась и в Кодексе РСФСР об административных правонарушениях (далее — КоАП РСФСР). В ней были предусмотрены следующие субъекты, которые заинтересованы в исходе дела: лицо, привлекаемое к административной ответственности, потерпевший, их законные представители и адвокат (соответственно ст. 247–250 КоАП РСФСР).

При этом следует иметь в виду, что все перечисленные участники производства по делам об административных правонарушениях являлись физическими лицами, а функция адвоката заключалась в оказании юридической помощи только лицу, привлекаемому к ответственности.

В главе 25 КоАП РФ количество подобных участников производства по делам об административных правонарушениях увеличено, поскольку лицом, в отношении которого ведется производство по делу (ст. 25.1), и потерпевшим (ст. 25.2) может быть как физическое, так и юридическое лицо.

Список литературы

1. Зуева Л.Ю. К вопросу об определении понятия «производство по делам об административных правонарушениях» / Л.Ю. Зуева // Административное право и процесс. 2022. № 10. С. 24–30.
2. Панкова О.В. Административные дела и дела об административных правонарушениях как предмет административно-судебной юрисдикции / О.В. Панкова // Законы России : опыт, анализ, практика. 2019. № 5. С. 59–65.
3. Салищева Н.Г. О совершенствовании положений Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, касающихся пересмотра постановлений и решений по делам об административных правонарушениях (По материалам Верховного Суда Российской Федерации) /
4. Якимов А.Ю. Обжалование и опротестование решений, принимаемых в рамках производства по делам об административных правонарушениях / А.Ю. Якимов // Административное право и процесс. 2012. № 12. С. 5–11.
5. Якимов А.Ю. Решения, принимаемые в рамках производства по делам об административных правонарушениях, которые могут быть обжалованы и опротестованы / А.Ю. Якимов // Административное право и процесс. 2012. № 6. С. 2–7.
6. Якимов А.Ю. Субъектно-ориентированный подход в правовом регулировании (на примере производства по делам об административных правонарушениях) / А.Ю. Якимов // Административное право и процесс. 2024. № 1. С. 12–16.

Остальные статьи