Злоупотребление правом в социально-обеспечительных правоотношениях: проблема определения понятийной составляющей
Аннотация
В статье исследуются особенности реализации принципа недопустимости злоупотребления правом в социально-обеспечительных правоотношениях через призму содержательного раскрытия феномена «злоупотребление правом». Автором делается вывод о необходимости нормативного закрепления отдельных предписаний, предусматривающих запрет на злоупотребление правом в социально-обеспечительных правоотношениях.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Социальное и пенсионное право № 01/2024 |
Страницы | 36-42 |
DOI | 10.18572/2070-2167-2024-1-36-42 |
Феномен злоупотребления правом в правоотношениях, то есть в общественных отношениях, урегулированных нормами права, был достаточно хорошо исследован как в позитивном, так и негативном аспектах российскими и зарубежными учеными — представителями теории права и отраслевой юридической науки. Во многом данному явлению в праве в его исторической ретроспективе присущи такие признаки, как тесная связь с объемом и общими границами (пределами) осуществления субъективного права конкретного лица, применение широкого спектра оценочных понятий (категорий) в ходе установления такого объема и пределов осуществления субъективного права, расплывчатая терминология, обусловленная отраслевой спецификой реализации принципа недопустимости злоупотребления правом в конкретных правоотношениях.
При этом именно отраслевая специфика конкретных правоотношений выступает одним из главных индикаторов, позволяющих квалифицировать действия или бездействие субъекта правоотношений на предмет их соответствия общеправовому принципу недопустимости злоупотребления правом и сделать вывод о необходимости закрепления отраслевых нормативных предписаний, препятствующих явлению злоупотребления правом, а также отраслевой терминологии.
Принцип недопустимости злоупотребления правом обладает общепризнанным характером. Его раскрытие осуществляется через недопустимость упразднения прав и свобод или их чрезмерного ограничения, если такие ограничения не предусматриваются соответствующей конвенцией (законом) либо «противоречат справедливым требованиям морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе».
Такое содержательное раскрытие данного принципа не позволяет его однозначно транслировать на конкретные общественные отношения, обладающие своей отраслевой спецификой. Поэтому одним из вариантов экстраполяции содержания такого принципа на конкретные правоотношения выступает предложенный российскими учеными — представителями теории права подход, согласно которому принцип недопустимости злоупотребления правом исследуется через общие границы (пределы) осуществления субъектами своих прав и обязанностей. Такие границы (пределы) определяются через призму сопоставления возможности субъекта свободно осуществлять права в своих интересах и обязанности соблюдать запрет, связанный с нарушением прав и интересов других лиц. Иными словами, принцип недопустимости злоупотребления правом порождает особый вид правового поведения, наряду с правомерным деянием и правонарушением. При этом такой вид правового поведения во всех случаях сопряжен с осуществлением субъективного права в противоречии с его назначением, что причиняет ущерб правам и законным интересам граждан, государства и общества.