О программе долгосрочных сбережений
Аннотация
Статья посвящена анализу реформы накопительного компонента пенсионной системы Российской Федерации. Рассматривается ее последний этап, связанный с принятием программы долгосрочных сбережений (ПДС) в соответствии с Федеральным законом от 10 июля 2023 г. № 299-ФЗ. Внедрение ПДС является поворотным моментом в развитии российской пенсионной системы. Исследуются конкретные позитивные изменения, принятые в рамках ПДС, а также пока сохраняющиеся нерешенные вопросы. Делается вывод о том, что ПДС — назревшая мера, однако предстоит еще большая работа для вывода накопительного компонента на требуемый уровень.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Социальное и пенсионное право № 01/2024 |
Страницы | 30-36 |
DOI | 10.18572/2070-2167-2024-1-30-36 |
История накопительного компонента пенсионной системы России началась с принятием Указа Президента Российской Федерации от 16 сентября 1992 г. № 1077 «О негосударственных пенсионных фондах». За это время удалось достичь определенных результатов, но они явно недостаточны. Cумма пенсионных накоплений, сформированных в системе обязательного пенсионного страхования, составила на 1 октября 2023 г. 5,4 трлн руб., а пенсионных резервов, сформированных в рамках добровольного страхования, — 1,7 трлн руб. Общая сумма пенсионных средств составляет 4,7% от валового внутреннего продукта. Очевидно, что этот уровень является неудовлетворительным с учетом того, что в странах с развитыми пенсионными и финансовыми системами этот показатель превышает 100%.
Поворотным моментом в развитии накопительного компонента пенсионной системы России является принятие программы долгосрочных сбережений (ПДС), реализация которой началась 1 января 2024 г.
ПДС является плодом многолетних усилий (как минимум с 2014 г.) по созданию современного накопительного компонента пенсионной системы России. За это время название проекта менялось несколько раз (индивидуальный пенсионный капитал, гарантированный пенсионный продукт, гарантированный пенсионный план). Отличий в содержании предлагавшихся проектов достаточно много, но анализировать их не имеет практического смысла, достаточно обозначить главный вектор их эволюции. Во всех проектах речь шла об усилении и развитии частно-правовых отношений, внедрении рыночных механизмов.
ПДС юридически оформлена Федеральным законом от 10 июля 2023 г. № 299-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», который вносит поправки в 21 нормативный законодательный акт Российской Федерации. ПДС позиционируется как новый инструмент, который позволит гражданам, не имеющим специальных знаний в области инвестиций, сформировать долгосрочные сбережения и получать дополнительный доход в будущем. ПДС, в которой предполагается использование собственных средств граждан, является новым самостоятельным механизмом долгосрочных сбережений, а сформированные пенсионные накопления могут быть использованы в качестве первоначального взноса для старта новой системы.
При этом старый механизм пенсионных накоплений в обязательном пенсионном страховании сохраняется на неопределенный период времени, пока пенсионные накопления не будут исчерпаны естественным образом. Те застрахованные лица, которые не захотят переводить пенсионные накопления в ПДС, смогут продолжить формирование пенсионных накоплений в Фонде пенсионного и социального страхования Российской Федерации (далее — СФР) или негосударственном пенсионном фонде (далее — НПФ) до достижения пенсионных оснований и получения соответствующей пенсионной выплаты. В отсутствие поступления «новых денег» в систему о значимом увеличении пенсионных накоплений и выплат речи, конечно, не идет. Одновременно сохранение средств гражданина в старой системе не препятствует участию в новой программе.