Конституционная терминология в праве социального обеспечения
Аннотация
В статье анализируется конституционная терминология, используемая в праве социального обеспечения. Раскрывается понятие конституционной терминологии в широком и узком смыслах. Обосновывается специфика формирования конституционной терминологии и ее влияние на отраслевую терминологию в праве. Применительно к праву социального обеспечения анализируется содержание таких конституционных терминов, как социальная защита, социальное обеспечение, обязательное социальное страхование и адресная социальная поддержка. Они образуют терминологический ряд базовых понятий отрасли. Их содержание и соотношение друг с другом, а также с иными конституционными и отраслевыми терминами значимо в контексте отраслевой самостоятельности права социального обеспечения. Не всегда содержание указанных терминов может быть выявлено с необходимой четкостью на основе анализа норм-дефиниций отраслевого законодательства. Кроме того, система социальной защиты не статична, ее структура меняется вслед за динамикой общественных отношений. Сообразно этому модифицируется и содержательное наполнение некоторых конституционных терминов. В качестве примера автор анализирует развитие социальной поддержки как одной из форм социальной защиты. Делается вывод о том, что закрепление в 2020 г. термина «адресная социальная поддержка» в тексте Конституции Российской Федерации отражает современную тенденцию развития системы социальной защиты и отраслевого законодательства. Взаимное влияние конституционной и отраслевой терминологии актуализирует для науки права социального обеспечения проблему доктринального сопровождения процесса формирования и развития понятийного аппарата отрасли.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Социальное и пенсионное право № 01/2024 |
Страницы | 4-9 |
DOI | 10.18572/2070-2167-2024-1-4-9 |
2023 год является юбилейным для Конституции Российской Федерации. За 30-летний период ее действия в нашей стране произошло много знаковых, поистине исторических событий, в том числе в правовой сфере. Была создана новая правовая система, получило свое развитие сообразно конституционным установлениям национальное законодательство, важным фактором правовой действительности стало конституционное судопроизводство. В научный и практический оборот были введены термины для обозначения новых правовых явлений. Стремительное обновление понятийного аппарата юриспруденции произошло как в общей теории права, так и в каждой отдельной отрасли.
Во многом оно было связано с появлением целого ряда конституционных терминов, которые в своем единстве и взаимосвязи образуют конституционную терминологию. Она может быть рассмотрена в широком и узком значениях. В первом случае, очевидно, более правильно было бы именовать ее конституционно-правовой, поскольку она включает термины отрасли конституционного права, в силу специфики предмета правового регулирования, охватывающей основные элементы предмета всех прочих отраслей права. Во втором случае имеется в виду совокупность терминов, непосредственно зафиксированных в тексте конституции. С учетом особенностей конституции как источника права и конституционного права как отрасли права конституционная терминология неизбежно проецируется в отраслевую терминологию и получает в ней свое развитие. Данная проекция может быть универсальной применительно к терминам, отражающим основные элементы механизма правового регулирования («законодательный процесс», «закон», «нормативный акт», «предметы ведения» и т.п.). В числе конституционных терминов можно также выделить специальные, которые могут иметь межотраслевую («собственность», «труд», «семья» и др.) или отраслевую проекцию («заработная плата», «присяжный заседатель», «налог», «право наследования» и проч.). Это предполагает необходимость согласования конституционно-правовых и отраслевых подходов к пониманию смысла конституционных терминов.
Особенно важно это в отношении конституционных терминов, отражающих основы конституционного строя. В их числе термины, раскрывающие сущность конституционного принципа социального государства. Реализация названного принципа обеспечивается применением разноотраслевых правовых механизмов, направленных на создание условий для достойной жизни и свободного развития граждан. Ключевую роль здесь следует признать за правом социального обеспечения. Самостоятельность этой относительно молодой отрасли отечественного права была обоснована профессором В.С. Андреевым в середине 1960-х годов. В современных условиях она сохраняет ранее признанные за ней признаки и обретает новые характеристики. Это проявляется в структуре понятийного аппарата отрасли, предмет которой традиционно определяется с использованием категории «социальное обеспечение». К сожалению, до настоящего момента в отраслевой науке, в отличие, например, от трудового права, не было предпринято всестороннее исследование понятийного аппарата права социального обеспечения, хотя в кандидатской диссертации Е.А. Силкиной были рассмотрены отдельные вопросы отраслевой терминологии.