Концессионное соглашение и соглашение о государственно-частном партнерстве как гражданско-правовой договор
Аннотация
В настоящем исследовании автор проводит анализ правовой природы соглашений о государственно-частном партнерстве и концессионных соглашений. Данный вопрос весьма актуален, поскольку в зависимости от отнесения вышеназванных договорных конструкций к административным или гражданско-правовым соглашениям возникают определенные юридические последствия, влияющие на юридическую судьбу договорных правоотношений. Автор приходит к выводам, что государственно-частное партнерство имеет гражданско-правовую природу, соответственно, к данным типам соглашений применимы принципы и нормы гражданского законодательства.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Юрист № 04/2024 |
Страницы | 26-32 |
DOI | 10.18572/1812-3929-2024-4-26-32 |
Относительно правовой природы соглашений о государственно-частном партнерстве (далее — соглашение ГЧП) и концессионных соглашений (далее — КС) в правовой доктрине нет однозначного подхода. Одни ученые считают соглашение о ГЧП гражданско-правовым договором, другие ученые склонны считать данный договор административным, третьи занимают позицию, согласно которой соглашения о ГЧП и КС — это частно-публичные договорные конструкции.
Чтобы понять обоснованность подобных споров, необходимо выяснить, какие правовые последствия возникают вследствие отнесения договора к тому или иному правовому типу, будь то административный, гражданский или смешанный договор.
Видится, во-первых, что, относя договор к той или иной природе, главным последствием этого является применение норм либо публичного, либо частного права.
Во-вторых, в зависимости от типа договора и, соответственно, рода правоотношений применяется разный порядок защиты нарушенных прав в государственных судах.
В-третьих, в зависимости от доктринального подхода к правовой природе соглашения возникает важное правовое последствие такого крена в виде возможности заключения арбитражных соглашений. Стоит отметить, что на сегодня суды придерживаются концепции «накопления публичных элементов», оценивая возможность включения третейской оговорки в тот или иной инвестиционный договор.