Дата публикации: 04.04.2024

Особенности правовой природы аккаунта в социальных сетях

Аннотация

В социальных сетях все больше и больше появляется аккаунтов, которые не имеют статуса объекта гражданского права. Данная статья раскроет правовую природу аккаунта в социальных сетях, подтверждая необходимость закрепления права посредством договоров. Аккаунты можно определить, как цифровые объекты, которые содержат цифровую информацию в виде программного кода, он нематериален и не нуждается в материализации для вовлечения в гражданский оборот.




Понятие аккаунта, его место в сети «Интернет»

Значительные обороты цифровая экономика начала набирать лишь в 1960-е годы, расширение ее базиса привело к возникновению сети «Интернет» в 1990-е годы и к всплеску активности коммерческих предприятий. Примером могут послужить интернет-магазины. Цифровая экономика не стоит на месте, и уже сейчас цифровой бизнес реализует себя через различные виды деятельности в сети на пересечении физического и цифрового мира.

Интернет представляет собой информационно-телекоммуникационную сеть, т.е. технологическую систему, необходимую для передачи данных, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники. Социальные сети, в которых регистрируются аккаунты не имеют правой основы расположения в сети «Интернет».

Основы для регулирования отношений в сети «Интернет» заложены в Конституции РФ. В соответствии с п. «и» ст. 71 Конституции РФ информация, информационные технологии и связь отнесены к ведению Российской Федерации. В ч. 4 ст. 29 Конституции закреплены информационные права граждан: каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. И на этом пока все.

Ведущие корпорации Российской Федерации активно используют такой инструмент для продвижения своих услуг и/или товаров. Зачастую, крупные корпорации формируют отдел, который в свою очередь специализируется на продвижении определенной услуги и/или товара в социальных сетях, с помощью которых привлекается новая целевая аудитория и, как следствие, генерируются дополнительные продажи услуги и/или товара.

Список литературы

1. Алексеева Е.В. Вопрос-ответ / Е.В. Алексеева // СПС «КонсультантПлюс», 2023.
2. Ахмадуллина А.Ф. Гражданско-правовое значение аккаунтов в социальных сетях / А.Ф. Ахмадуллина // Lex Russica (Русский закон). 2022. Т. 75. № 12 (193). С. 130–144.
3. Глушкова Е.М. Раздел аккаунтов в социальных сетях по брачному договору: теоретические и практические аспекты / Е.М. Глушкова // Нотариальный вестник. 2022. № 1. С. 41–53.
4. Гринь Е.С. Наследование аккаунтов в социальных сетях: российский и зарубежный опыт / Е.С. Гринь // Актуальные проблемы российского права. 2022. Т. 17. № 2 (135). С. 128–134.
5. Данченко Г.М. Правовое регулирование аккаунта в социальных сетях / Г.М. Данченко // Вопросы российской юстиции. 2021. № 16. С. 190–197.
6. Кириллова Е.А. Особенности правового обеспечения наследования аккаунта, размещенного в социальных сетях / Е.А. Кириллова, Т.Э. Зульфугарзаде // Цифровые технологии и право : материалы I Международной научно-практической конференции (г. Казань, 23 сентября
7. Кирсанова Е.Е. Аккаунт как объект гражданских прав / Е.Е. Кирсанова // Вестник арбитражной практики. 2020. № 2. С. 44–48.
8. Митягин К.С. Правовая природа страницы в социальной сети / К.С. Митягин // Журнал суда по интеллектуальным правам. 2014. № 5. С. 74–77.
9. Харитонова Ю.С. Наследование цифровых активов / Ю.С. Харитонова // Нотарiальный вѣстникъ. 2020. № 1. С. 5–16.

Остальные статьи