Дата публикации: 21.03.2024

Эмодзи-преступления: типология и алгоритмы квалификации

Аннотация

В статье предложен системный подход к определению уголовно-правовых признаков эмодзи как цифровых символов сетевого общения. Обращаясь к оценке их роли в генезисе преступного поведения, автор выделят три группы эмодзи: эмодзи-инструменты, облегчающие совершение преступления, эмодзи-угрозы и эмодзи-призывы к совершению противоправных действий. На основе анализа уголовных дел приводятся критерии противоправности эмодзи и формируются алгоритмы квалификации преступлений.




В последние годы эмодзи (от яп. 絵 э – «картинка» и 文字 модзи – «знак», «символ») стали неотъемлемой частью интернет-культуры и онлайн-общения. По состоянию на 2023 г., в Facebook Messenger отравляется более 5 миллиардов эмодзи в день, при этом 900 миллионов эмодзи отправляются без текста в различных мессенджерах. Согласно статистическим данным корпорации Apple, ежедневно на устройствах компании передается около 5,5 миллиардов эмодзи. В современной лингвистике под эмодзи понимается графический символ, представляющий не только образ лица, но и понятие эмоций, чувств, действий. Он может быть представлен в виде набора латинских символов, пиктограмм, эмотиконов (смайликов) и стикеров (управляемых иллюстраций и анимаций).

В лингвистической литературе выделяют следующие языковые функции эмодзи: 1) дублирующая: значение используемого слова дублируется, усиливается; 2) заменяющая функция: эмодзи замещает слово, понятие или образ, подразумеваемые автором, но не использующиеся напрямую по разным причинам; 3) смыслообразующая функция: при помощи последовательности нескольких пиктограмм эмодзи выстраивается выражение или фраза, смысл которой может быть дешифрован; 4) функция изменения смысла вербального высказывания: с помощью эмодзи, добавляемому к фразе, значение последней может быть заменено от придания особой эмоциональной окраски до инверсии первоначального смысла фразы.

Дифференциация цифровых символов по их функциональному значению имеет особое значение при определении воли лица и должна быть использована при установлении правового характера и последствий цифровой коммуникации. Но, несмотря на очевидность данного утверждения, российские суды весьма неоднозначно подходят к определению правового статуса эмодзи. Это утверждение хорошо иллюстрируют решения по аналогичным арбитражным спорам в 2023 г.

В одном случае суд не признал эмодзи юридически значимым действием, пояснив, что «направление поставщиком покупателю только фотографии и получение в ответ эмодзи «Большой палец вверх» нельзя признать сложившейся между сторонами договора практикой уведомления о готовности товара к отгрузке».

Список литературы

1. Баранов А.Н. Лингвистическая экспертиза текста: теория и практика : учебное пособие / А.Н. Баранов. 4-е изд. Москва : Флинта, Наука, 2012. 591 с.
2. Бодров Н.Ф. Материалы экстремистского характера, распространяемые в сети Интернет: проблемы судебно-экспертного исследования и вопросы квалификации преступлений : монография / Н.Ф. Бодров, А.А. Бимбинов, В.Н. Воронин. Москва : Норма, ИНФРА-М, 2020. 157 с.
3. Будылин С.Л. «Большой палец вверх» – акцепт или оскорбление? Эмодзи, семиотика и право / С.Л. Будылин // Вестник экономического правосудия Российской Федерации. 2023. № 8. С. 68–97.
4. Габелия Л.Г. К вопросу о знаковой функции невербальных средств общения / Л.Г. Габелия, М.Г. Церцвадзе // Вестник магистратуры. 2014. № 2 (29). С. 66–69.
5. Наумов А.В. Законодательные основы реализации в уголовном судопроизводстве принципа определенности уголовно-правовых запретов / А.В. Наумов // Вестник Университета прокуратуры Российской Федерации. 2022. № 3. С. 5–15.
6. Рашевских В.О., Лаврова А.Г. Графический язык эмоджи как элемент дискурсивных практик в социальных сетях Интернет / В.О. Рашевских, А.Г. Лаврова // Политический вектор-L. Комплексные проблемы современной политики. 2016. № 1–2. С. 163–170.
7. Селькова А.А. Эмодзи как доказательство: фантастика или реальность? / А.А. Селькова // Арбитражный и гражданский процесс. 2023. № 5. С. 28–32.
8. Стернин И.А. Выявление признаков возбуждения расовой и национальной вражды в лингвистической экспертизе текста : методическое пособие / И.А. Стернин. Воронеж : Гарант, 2010. 20 с.
9. Konrad A. Sticker and emoji use in Facebook messenger: implications for graphicon change / A. Konrad, S.C. Herring, D. Choi // Journal of Computer-Mediated Communication. 2020. Vol. 25. Iss. 3. P. 217–235.

Остальные статьи