Правовое регулирование использования нормативов отчислений от доходов бюджета субъекта Российской Федерации в местные бюджеты как метод регулирования межбюджетных отношений
Аннотация
Цель. Установление нормативов отчислений от некоторых видов доходов бюджета субъекта Российской Федерации в местные бюджеты используется в качестве одного из методов регулирования межбюджетных отношений, но применяется регионами недостаточно активно. Для расширения практики использования такого метода следует учитывать варианты установления таких нормативов, которые закрепляются в Бюджетном кодексе Российской Федерации, и возможности органов государственной власти субъектов Российской Федерации по правовому регулированию передачи таких доходов местным бюджетам. Методология: общенаучные методы (анализ, синтез, описание), а также частнонаучные методы (сравнительно-правовой и формально-юридический). Выводы. Необходимо расширять правовое регулирование и практику использования субъектами Российской Федерации передачи части доходов региональных бюджетов в нижестоящие бюджеты в целях повышения бюджетной самостоятельности муниципальных образований. При этом следует принимать во внимание особенности установления нормативов отчислений, а также положительные стороны и риски их использования. Научная и практическая значимость. В статье анализируются основные варианты установления нормативов отчислений доходов региональных бюджетов в местные бюджеты, закрепленные в бюджетном законодательстве, а также их отличия от межбюджетных трансфертов как метода регулирования межбюджетных отношений.
Тип | Статья |
Издание | Юридическое образование и наука № 03/2024 |
Страницы | 38-43 |
DOI | 10.18572/1813-1190-2024-3-38-43 |
Распределение доходов между уровнями бюджетной системы регулируется бюджетным законодательством на постоянной основе. За каждым уровнем закреплены определенные виды собственных доходов. При этом считается, что за субфедеральным уровнем закреплены в качестве доходов именно те источники, которые коррелируют в первую очередь с активностью самого субъекта Российской Федерации и его органов государственной власти.
Однако некоторые доходы или их часть могут передаваться публично-правовым образованием нижестоящему уровню бюджета, а передающий доходы субъект может регулировать их объем. Еще в 2003 г. Конституционный Суд Российской Федерации (КС РФ) установил, что распоряжение собственными доходами является составной частью бюджетной компетенции регионов, и на основании этого субъекты Российской Федерации могут передавать долю своих налогов в нижестоящие бюджеты.
Установление нормативов отчислений от определенных видов доходов бюджета в бюджет другого уровня бюджетной системы используется в качестве одного из инструментов, повышающих устойчивость того бюджета, за которым эти отчисления закрепляются. Целью такого перераспределения доходов между региональными и местными бюджетами также является оптимизация распределения доходов между бюджетами, поскольку в случае недостаточности собственных доходов местных бюджетов субъект Российской Федерации, в состав которого входят соответствующие муниципальные образования, должен будет изыскивать способы помощи им.
Эта помощь может затрагивать расходную часть бюджета, например заключаться в предоставлении межбюджетных трансфертов из регионального бюджета местным бюджетам. С другой стороны, субъект Российской Федерации может использовать возможности доходной части своего бюджета за счет закрепления части своих поступлений в качестве доходов нижестоящего бюджета. Речь идет не просто о передаче финансов, а именно о закреплении права на получение некоторых доходов в нормативном акте. Р.В. Ткаченко считает нормативные отчисления от налогов одним из методов бюджетного регулирования, причем первичным, в отличие от вторичного — метода межбюджетных трансфертов.