Дата публикации: 04.04.2024

Профессиональные навыки выпускников вузов в свете упрочения российского образовательного суверенитета

Аннотация

Цель. Постановка задач на создание уникальной национальной системы образования, упрочение образовательного суверенитета в Российской Федерации являются необходимым фактором для изменения содержания образовательного процесса в целом и структуры юридического образования в частности. В целях подготовки квалифицированных юридических кадров особое значение приобретает необходимость сочетания профессиональных компетенций, содержащихся в ФГОС, с квалификационными требованиями, указанными в качестве необходимого условия приема на работу выпускников вузов, в том числе и в профессиональных стандартах. Методология: диалектика, герменевтика, синергетика, сравнительно-правовой анализ. Выводы. Современная система российского образования должна основываться на лучших дореволюционных и советских образовательных практиках, заключающихся в формировании трудовых качеств, а также Болонской системы высшего образования, в рамках которой теоретическое образование (знания и умения) и формирование профессиональных компетенций (стажировка) разведены между собой. Научная и практическая значимость. Статья направлена на обоснование необходимости изменения содержания образовательного процесса, возвращения к советской практике трудового воспитания с учетом требования системы образования в рамках Болонского процесса, направленной на формирование конкурентоспособного юриста, способного работать в различного рода экосистемах.




Система образования является, с одной стороны, одной из самых консервативных сфер жизни общества, а с другой — важнейшей составляющей суверенитета государства, который динамично развивается под влиянием и внешних, и внутренних факторов. В целях написания настоящего исследования полагаем правильным исходить из постулата Е.Г. Пономаревой о том, что «суверенитет — это объект необходимых и неизбежных ограничений, как внутренних, порожденных потребностью согласования суверенных прав сталкивающихся общественных сил (государства и общества, правительства и граждан или индивидов, властей разных видов: законодательной, исполнительной, судебной и т.п.), так и внешних, в силу взаимодействия и столкновения государственных суверенитетов равного (пусть даже формально) достоинства». Заметим сразу, что автор данного определения добавлял в него еще и понятие глобализации, которое, исходя из современных условий ведения специальной военной операции (СВО), противостояния между Россией и странами НАТО и Украиной, содержательного противоречия российских духовно-нравственных и западноевропейских псевдолиберальных ценностей, должно трактоваться уже по-иному.

Ведь понятие глобализации исследователями из США изначально рассматривалось исключительно как отношения между ведущей, англосаксонской, и ведомыми нациями, к числу которых принадлежат все остальные. Поэтому позитивной оценки удостаивается, судя по американской и западноевропейской научной литературе, только позиция безусловного доминирования США и «так называемое освобождение локальной культуры от национально-государственной ограниченности». А следовательно, в случае неповиновения воле «хозяина» не просто возможно, но и прямо предписывается применять силу, что сейчас мы и видим по отношению к тем государствам, которые «смеют» отстаивать собственные национальные интересы. Сохранение национального государственного суверенитета в целом и образовательного суверенитета в частности при такой парадигме становится практически невозможным.

В постсоветской России при отсутствии государственной идеологии рост вузов, как государственных, так и частных, нивелирование роли университетов, когда наименование «университет» стало присваиваться не соответствующим по уровню учебным заведениям, сокращение бюджетных мест и, наоборот, увеличение платных, провозглашение свободы труда вместо права и обязанности трудиться привели к тому, что выпускник после окончания вуза уходит в никуда и сам вынужден искать себе место работы, зачастую не по той профессии, которую он выбрал. Подчас полученные компетенции в вузе не востребованы на рынке труда, хотя сейчас все общие образовательные программы, рабочие программы учебных дисциплин и программы практик проходят согласование с работодателями, а к учебному процессу в обязательном порядке привлекаются практики, что является аккредитационным показателем для направлений вузовской подготовки.

Список литературы

1. Бордовский Г.А. Многоуровневое педагогическое образование : учебное пособие. Т. 1. Концепция базовой гуманитарной подготовки бакалавра в педагогическом университете / Г.А. Бордовский [и др.]. Санкт-Петербург : Образование, 1994. 32 с. EDN: SHXYOD.
2. Бордовский Г.А. Проблемы и задачи высшего педагогического образования на современном этапе развития страны / Г.А. Бордовский // Высшее образование в России. 2023. Т. 32. № 6. С. 9–18. DOI: 10.31992/0869-3617-2023-32-6-9-18.
3. Ивахненко Е.Н. ChatGPT в высшем образовании и науке: угроза или ценный ресурс? / Е.Н. Ивахненко, В.С. Никольский // Высшее образование в России. 2023. Т. 32. № 4. С. 9–22. DOI: 10.31992/0869-3617-2023-32-4-9-22.
4. Игнатьев В.П. Как нам обустроить высшее образование / В.П. Игнатьев, Л.Ф. Варламова, В.Д. Шахурдин // Проблемы современного образования. 2022. № 6. С. 150–163. DOI: 10.31862/2218-8711-2022-6-150-163.
5. Пономарева Е.Г. Суверенитет в условиях глобализации. Понятийная категория и политическая практика / Е.Г. Пономарева // Свободная мысль. 2007. № 11. С. 95–110.
6. Резаев А.В. ChatGPT и искусственный интеллект в университетах: какое будущее нам ожидать? / А.В. Резаев, Н.Д. Трегубова // Высшее образование в России. 2023. Т. 32. № 6. С. 19–37. DOI: 10.31992/0869-3617-2023-32-6-19-37.
7. Стрельников С.С. Роль эссе в процессе преподавания и освоения естественно-научных дисциплин в медицинском вузе / С.С. Стрельников, О.М. Ушакова, А.П. Вохминцев, А.С. Скудных // Медицинская наука и образование Урала. 2023. Т. 24. № 1. С. 148–153. DOI: 10.3
8. Федченко И.В. Анализ советской системы содействия занятости выпускников вузов (молодых специалистов) и использование ее элементов сегодня / И.В. Федченко // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2015. № 6–2. С. 167–170.
9. Gray, J. The False Dawn / J. Gray // URL: <a href="https://archive.nytimes.com/www.nytimes.com/books/first/g/gray-dawn.html" target="_blank">https://archive.nytimes.com/www.nytimes.com/books/first/g/gray-dawn.html</a> (дата обращения: 07.07.2023).
10. Gates, J. Democracy at Risk. Rescuing Main Street from Wall Street / J. Gates // URL: <a href="https://kropfpolisci.com/middle.class.democracy.gates.pdf" target="_blank">https://kropfpolisci.com/middle.class.democracy.gates.pdf</a> (дата обращения: 07.07.2023).
11. Hutton, W. Global Capitalism / W. Hutton, А. Giddens // URL: <a href="https://archive.org/details/globalcapitalism00hutt" target="_blank">https://archive.org/details/globalcapitalism00hutt</a> (дата обращения: 07.07.2023).

Остальные статьи