Аспирантура как уровень профессионального образования и система развития кадрового потенциала высшей школы
Аннотация
Цель. Проанализировать современные тренды, оказывающие влияние на развитие потенциала аспирантуры в Российской Федерации, выделить проблемы научно-технологического развития России, которые требуют решения в том числе через подготовку высококвалифицированных ученых. Методология: исследование проведено на основе комплекса общенаучных и специальных методов, в том числе на основе метода формальной логики, включая анализ, синтез, сравнение, системный подход. Выводы. Для развития уровней профессионального образования, в том числе аспирантуры, будут иметь значение определенные сигналы системы образования и рынка труда. Наряду с признанием важности преемственности классического образования, его фундаментальности, одновременно следует признать необходимость совершенствования модели аспирантуры. Аспирантура Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА имени О.Е. Кутафина) находится в режиме трансформации в контексте междисциплинарности, формирования культуры инноваций и поиска опережающих правовых ответов на глобальные и государственные вызовы. Научная и практическая значимость. Исследование потенциала аспирантуры в разрезе современных научно-технологических тенденций позволит выработать направления дальнейшего развития системы подготовки научных кадров, их интеграции со стратегическими задачами государства.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Юридическое образование и наука № 03/2024 |
Страницы | 13-20 |
DOI | 10.18572/1813-1190-2024-3-13-20 |
Состояние и тренды. Россия с исторической перспективы занимает значимое место в мировой науке. Национальные научные школы успешно решали социально-экономические задачи и обеспечивали безопасность страны, существенно влияя на накопление научных знаний и создание передовых технологий. Это было достигнуто благодаря соответствующей времени и структуре экономической системы организации научных исследований и технологических разработок. Важнейшее значение в обеспечении устойчивого развития образования, науки и технологий всегда принадлежало аспирантуре как основному ресурсу подготовки высококвалифицированных кадров.
Современный этап развития науки, профессионального образования в действующей геополитической ситуации, в условиях перехода к инновационной экономике, суверенному развитию и глобальному позиционированию российского образования определил новый вектор развития аспирантуры, который не может рассматриваться в отрыве от глобальных трендов в области научно-технологического и образовательного пространства.
Проводя анализ актуальных тенденций научно-технологического развития, можно заметить, что в качестве ключевого тренда выделяются повышение качества образования в целом и следующие направления развития этого тренда в частности: повышение значимости карьерной осведомленности; создание и развитие онлайн-платформ; аутентичное обучение — метод обучения, основанный на получении навыков исследования, обсуждения, осмысления и конструирования концепций и отношений в контекстах, связанных с реальными проблемами и проектами, которые имеют отношение к учащемуся; мышление высшего порядка — образовательная концепция, основанная на таксономии обучения и применяемая в контексте реформы образования.
В России, в свою очередь, в рамках глобального тренда повышения качества образования наблюдаются влияющие на его развитие события — отказ от Болонской системы образования; повышение конкурентоспособности выпускников, поступающих в высшие учебные заведения; инновационные формы обучения. В сфере спроса на компетенции в области образования к растущим направлениям относятся компетенции, связанные с дистанционными образовательными технологиями и геймификацией образования.