Дата публикации: 04.04.2024

Аспирантура как уровень профессионального образования и система развития кадрового потенциала высшей школы

Аннотация

Цель. Проанализировать современные тренды, оказывающие влияние на развитие потенциала аспирантуры в Российской Федерации, выделить проблемы научно-технологического развития России, которые требуют решения в том числе через подготовку высококвалифицированных ученых. Методология: исследование проведено на основе комплекса общенаучных и специальных методов, в том числе на основе метода формальной логики, включая анализ, синтез, сравнение, системный подход. Выводы. Для развития уровней профессионального образования, в том числе аспирантуры, будут иметь значение определенные сигналы системы образования и рынка труда. Наряду с признанием важности преемственности классического образования, его фундаментальности, одновременно следует признать необходимость совершенствования модели аспирантуры. Аспирантура Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА имени О.Е. Кутафина) находится в режиме трансформации в контексте междисциплинарности, формирования культуры инноваций и поиска опережающих правовых ответов на глобальные и государственные вызовы. Научная и практическая значимость. Исследование потенциала аспирантуры в разрезе современных научно-технологических тенденций позволит выработать направления дальнейшего развития системы подготовки научных кадров, их интеграции со стратегическими задачами государства.




Состояние и тренды. Россия с исторической перспективы занимает значимое место в мировой науке. Национальные научные школы успешно решали социально-экономические задачи и обеспечивали безопасность страны, существенно влияя на накопление научных знаний и создание передовых технологий. Это было достигнуто благодаря соответствующей времени и структуре экономической системы организации научных исследований и технологических разработок. Важнейшее значение в обеспечении устойчивого развития образования, науки и технологий всегда принадлежало аспирантуре как основному ресурсу подготовки высококвалифицированных кадров.

Современный этап развития науки, профессионального образования в действующей геополитической ситуации, в условиях перехода к инновационной экономике, суверенному развитию и глобальному позиционированию российского образования определил новый вектор развития аспирантуры, который не может рассматриваться в отрыве от глобальных трендов в области научно-технологического и образовательного пространства.

Проводя анализ актуальных тенденций научно-технологического развития, можно заметить, что в качестве ключевого тренда выделяются повышение качества образования в целом и следующие направления развития этого тренда в частности: повышение значимости карьерной осведомленности; создание и развитие онлайн-платформ; аутентичное обучение — метод обучения, основанный на получении навыков исследования, обсуждения, осмысления и конструирования концепций и отношений в контекстах, связанных с реальными проблемами и проектами, которые имеют отношение к учащемуся; мышление высшего порядка — образовательная концепция, основанная на таксономии обучения и применяемая в контексте реформы образования.

В России, в свою очередь, в рамках глобального тренда повышения качества образования наблюдаются влияющие на его развитие события — отказ от Болонской системы образования; повышение конкурентоспособности выпускников, поступающих в высшие учебные заведения; инновационные формы обучения. В сфере спроса на компетенции в области образования к растущим направлениям относятся компетенции, связанные с дистанционными образовательными технологиями и геймификацией образования.

Список литературы

1. Бедный Б.И. Современная российская аспирантура: актуальные направления развития / Б.И. Бедный, Е.В. Чупрунов // Высшее образование в России. 2019. Т. 28. № 3. С. 9–20.
2. Гохберг Л.М. Наука. Технологии. Инновации: 2022 : краткий статистический сборник / Л.М. Гохберг, К.А. Дитковский, М.Н. Коцемир [и др.]. Москва : НИУ ВШЭ, 2022. 98 с.
3. Грачева Е.Ю. Конкурентное право и номенклатура специальностей научных работников по юридическим наукам / Е.Ю. Грачева, Н.А. Власенко // Журнал российского права. 2018. № 2. С. 142–148.
4. Жучкова С.В. Аспирантура не для всех? Как за время вузовских реформ аспирантура сконцентрировалась в ведущих вузах / С.В. Жучкова, С.К. Бекова // Вопросы образования. Educational Studies Moscow. 2023. № 1. С. 109–125.
5. Караваева Е.В. Аспирантура как уровень высшего образования: состояние, проблемы, возможные решения / Е.В. Караваева, В.В. Маландин, И.А Мосичева, И.Г. Телешова // Высшее образование в России. 2018. Т. 27. № 11. С. 22–34.
6. Кузнецова А.Р. Тенденции подготовки кадров высшей квалификации в Российской Федерации / А.Р. Кузнецова, А.И. Ахметьянова, А.И. Кузнецов // Siberian Socium. 2023. Т. 7. № 1 (23). С. 71–87.
7. Нарутто С.В. Номенклатура научных специальностей и новая модель государственной научной аттестации / С.В. Нарутто // Правоприменение. 2019. Т. 3. № 1. С. 24–32.
8. Нефедова А.И. Чему (не) учат в аспирантуре? / А.И. Нефедова, Е.И. Чефанова, Н.А. Шматко // Официальный сайт Института статистических исследований и экономики знаний (ИСИЭЗ) НИУ ВШЭ. URL: <a href="https://issek.hse.ru/news/876622635.html?ysclid=lqayviumal775966362" target="_blank">https://issek.hse.ru/news/876622635.html?ysclid=lqayviumal775966362</a>
9. Пахомов С.И. Новые горизонты в делегировании государственных функций по аттестации кадров высшей научной квалификации / С.И. Пахомов, Л.В. Щеголева, В.А. Гуртов // Экономика и управление. 2023. Т. 29. № 8. С. 882–894.
10. Тренды трансформации образования и рынка труда: семантический атлас / под редакцией Л.М. Гохберга. Москва : ИСИЭЗ ВШЭ, 2023. 137 с.

Остальные статьи