Роль экспертизы в спорах о привлечении контролирующих лиц к субсидиарной ответственности
Аннотация
В статье анализируются правовые проблемы, связанные с использованием экспертизы в спорах о привлечении контролирующих лиц к субсидиарной ответственности.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Арбитражный и гражданский процесс № 04/2024 |
Страницы | 29-34 |
DOI | 10.18572/1812-383X-2024-4-29-34 |
Рассмотрение большинства споров о привлечении контролирующих лиц к субсидиарной ответственности должно сопровождаться установлением причин банкротства. Удовлетворение подобных требований означает, что несостоятельность должника обусловлена действиями контролирующих лиц, а не иными обстоятельствами.
Законодатель в ст. 34 Федерального закона от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее — Закон о банкротстве) прямо предусматривает возможность проведения экспертизы лишь в целях выявления причин преднамеренного или фиктивного банкротства по инициативе лиц, участвующих в деле о банкротстве. Перечень таких субъектов исчерпывающий и не включает в себя контролирующих лиц.
Каких-либо иных положений, предусматривающих проведение экспертизы, Закон о банкротстве не содержит. Вместе с тем в большинстве случаев экспертиза необходима для доказывания обоснованности действий контролирующего лица в рамках хозяйственной деятельности должника.
На практике известно, что заключение эксперта зачастую предопределяет исход дела и решение суда. Исследование эксперта помогает установить фактические обстоятельства, входящие в предмет доказывания.
Заметим, что в научной литературе большое внимание уделено экспертным исследованиям в контексте процедур и методик определения признаков преднамеренного или фиктивного (например, Е.Г. Белякова), а также объективного (например, Д.М. Хлопцов, О.С. Беломытцева, А.С. Баландина) банкротства.