Дата публикации: 04.04.2024

Активная легитимация в лесных спорах

Аннотация

В правоприменительной практике наблюдаются различные подходы к определению субъектного состава судебных споров по делам, связанным с защитой имущественных интересов Российской Федерации в области лесных отношений, — относится ли это полномочие к компетенции федерального органа исполнительной власти или к компетенции органа государственной власти субъекта Российской Федерации. Процессуальное значение выражается в определении надлежащего истца и ответчика, возможности процессуального правопреемства в связи с перераспределением полномочий между органами власти, определении иных процессуальных последствий разграничения компетенции.




До 2017 г. полномочие на предъявление исков в защиту интересов Российской Федерации в области лесных отношений не было прямо закреплено за каким-либо федеральным органом власти или органом власти субъекта Российской Федерации. В судебной практике признавалась возможность предъявления таких исков органами государственной власти субъектов ввиду реализации ими ряда других прав в имущественной сфере, относящейся к регулированию лесных правоотношений.

С 2017 г. полномочие осуществлять от имени Российской Федерации защиту, в том числе в судебном порядке, имущественных прав и законных интересов Российской Федерации в области лесных отношений было закреплено за Федеральным агентством лесного хозяйства (Рослесхоз). У компетентных органов государственной власти субъектов Российской Федерации аналогичное право отсутствует, хотя имеется ряд смежных полномочий по вопросам распоряжения, охраны, учета лесных участков, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, осуществления делегированных полномочий Российской Федерации.

Несмотря на это, в судебной практике имеются примеры продолжения обращения региональных органов с исковыми заявлениями в защиту интересов Российской Федерации и после 2017 г. Продолжается участие в судебных процессах, начатых до октября 2017 г. и длящихся до настоящего времени, а также, в некоторых случаях, — при решении вопросов на стадии исполнения судебных актов (например, об отсрочке исполнения). Такой подход приводит к фактической конкуренции полномочий и коллизии между материальным и процессуальным интересами. Региональный орган не обладает явно обозначенной компетенцией по защите интересов Российской Федерации. Однако, будучи истцом в судебном процессе, он должен занимать активную позицию по вопросу, не входящему в его компетенцию. В результате, исходя из традиционных представлений о гражданском процессе, возникают сомнения в наличии материального интереса и предпосылок для дальнейшего участия в процессе. С другой стороны, федеральный орган, явно и недвусмысленно обладающий правом на обращение в суд, привлекается к участию в деле в качестве третьего лица и, в отличие от истца, в этом статусе обладает меньшей заинтересованностью в исходе дела и не всегда проявляет должную степень процессуальной активности.

Список литературы

1. Винницкий А.В. Публичная собственность / А.В. Винницкий. Москва : Статут, 2013. 732 с.
2. Гражданский процесс : учебник для студентов высших юридических учебных заведений / Д.Б. Абушенко, К.Л. Брановицкий, В.П. Воложанин [и др.] ; ответственный редактор В.В. Ярков. 10-е изд., перераб. и доп. Москва : Статут, 2017. 702 с.
3. Комментарий к Арбитражному процессуальному кодексу Российской Федерации (постатейный) / А.В. Абсалямов, Д.Б. Абушенко, А.И. Бессонова [и др.] ; ответственный редактор В.В. Ярков. 4-е изд., испр. и перераб. Москва : Статут, 2020. 1071 с.
4. Тихомиров Ю.А. Теория компетенции / Ю.А. Тихомиров // Журнал российского права. 2000. № 10. С. 22–32.
5. Яковлев В.Ф. Юридические лица и субъекты публичного права: в поисках правового баланса / В.Ф. Яковлев, Э.В. Талапина // Журнал российского права. 2016. № 8. С. 125–140.

Остальные статьи