Дата публикации: 21.03.2024

Место электоральных норм в конституции (на примере конституций стран Восточной и Юго-Восточной Азии)

Аннотация

Статья представляет собой компаративистское исследование проблемы регламентации выборов в конституциях стран Восточной и Юго-Восточной Азии. Основное внимание уделено юридико-техническому аспекту проблемы, а именно — решению вопроса о том, в какие главы (части, разделы) текста конституции конкретного государства инкорпорированы нормы о выборах. В большинстве конституций стран изучаемого региона статьи, регламентирующие выборы и связанные с ними вопросы, рассредоточены по нескольким разделам. Анализ текстов конституций позволил выделить шесть основных разделов, в которых присутствуют нормы о выборах. Это, во-первых, раздел о правах и свободах граждан, во-вторых, разделы о государственных органах, в-третьих — об органах местного самоуправления. Чуть реже статьи о выборах инкорпорированы в раздел, декларирующий демократический строй государства. Пятый и шестой варианты встречаются лишь в нескольких конституциях — это раздел об избирательных комиссиях и специализированный раздел (часть, глава) конституции, посвященный исключительно выборам.




Выборы во все времена служили одним из важнейших признаков состояния демократии в том или ином обществе. Еще Ш.-Л. Монтескье отмечал основополагающий для демократического строя характер законов, определяющих право голосования. Можно с уверенностью говорить о конституционном регулировании выборов как важном показателе не только степени участия населения в формировании механизма государства, но и состояния гражданского общества в целом, зрелости его правовых основ: «Свободные выборы — обязательный атрибут реального народовластия, а потому Конституция и действующее законодательство демократического государства провозглашают и закрепляют принципы формирования институтов власти, объявляют и гарантируют гражданам их избирательные права… Свободные выборы… обеспечивают фактическое, активное и постоянное политическое и юридическое участие населения в решении всех важнейших вопросов жизни общества». Кроме того, именно конституционное закрепление важнейших электоральных норм является, как верно отмечает М.В. Сербин, гарантом их стабильности, неподверженности постоянным изменениям под воздействием конъюнктурных обстоятельств или в угоду доминирующей в данный момент политической силе.

Степень интереса Основного Закона страны к проблеме выборов с очевидностью проявляется в количественном соотношении статей Конституции и числа норм о выборах. Чем подробнее законодатель регламентирует выборы посредством конституционных статей, тем значительнее его интерес к данной сфере отношений.

Помимо количественных показателей, определенную информацию о состоянии данного института в стране может дать техника изложения избирательных норм.

Во-первых, одну и ту же норму можно оформить как декларативную либо наполнить ее конкретным юридическим содержанием. Так, ч. 1 ст. 2 Конституции Вьетнама объявляет Социалистическую Республику Вьетнам государством, созданным народом и для народа. Это положение закона имеет, скорее, характер лозунга, нежели конкретного правового предписания. Однако в ч. 2 ст. 7 данной Конституции эта идея воплощается в правовую норму: «Депутат Национального Собрания или депутат Народного Совета может быть смещен с должности избирателями, Национальным Собранием или Народным Советом, если он более не заслуживает доверия народа».

Список литературы

1. Авакьян С.А. Выборы в России: эволюция избирательных систем, современные проблемы / С.А. Авакьян // Вестник Московского университета. Серия 11. Право. 2015. №. 5. С. 23–39.
2. Боброва Н.А. 20 лет и 20 недостатков Конституции России / Н.А. Боброва // Сборник тезисов по итогам Профессорского форума 2020 «Национальные проекты и профессорское сообщество» (г. Москва, 16–19 ноября 2020 г.). В 2 томах. Т. 1. Москва : Российское профес
3. Кукушкин М.И. Выборы — конституционный институт прямого народовластия в Российской Федерации / М.И. Кукушкин, А.А. Югов // Российский юридический журнал. 1996. № 2 (10). C. 72–86
4. Масловская М.В. Конституция и избирательное законодательство России: соотношение, современное состояние, вопросы совершенствования / М.В. Масловская // Конституция и избирательное право: настоящее и будущее : материалы IV Всероссийской научно-практической
5. Минникес И.В. Конституционное регулирование выборов в странах Восточной и Юго-Восточной Азии: сравнительный анализ коэффициента заинтересованности законодателя / И.В. Минникес // Академический юридический журнал. 2023. № 3. С. 305–309.
6. Миронов О.О. Конституция не может быть неизменной / О.О. Миронов // Государство и право. 1998. № 4. С. 5–9.
7. Монтескье Ш.Л. О духе законов / Ш.Л. Монтескье. Москва : Мысль, 1999. 672 с.
8. Сербин М.В. К вопросу о необходимости главы Конституции Российской Федерации «Избирательная система» в свете конституционной реформы / М.В. Сербин // Пробелы в российском законодательстве. 2014. № 5. С. 15–18.
9. Югов А.А. Субъективное избирательное право по действующему законодательству Российской Федерации / А.А. Югов // Российский юридический журнал. 2000. № 3. C. 60–69.

Остальные статьи