Дата публикации: 21.03.2024

К вопросу о правовом статусе психоневрологических интернатов и правах проживающих в них пациентов в свете новелл Конституции и законодательства об охране психического здоровья граждан

Аннотация

Статья посвящена исследованию отдельных новелл федерального законодательства, касающихся правового статуса учреждений стационарной психиатрической помощи, а также прав и ограничений лиц, проживающих в них в стационарных условиях, на фоне продолжающегося процесса деинституционализации психиатрической помощи. Авторы приводят статистические данные о закрытии крупных психиатрических больниц, акцент делается на замене психиатрической социальной службы, что влияет на доступность и качество медицинских услуг, получаемых пациентами. Отмечается, что при анализе отдельных предстоящих новелл Закона РФ от 2 июля 1992 г. № 3185-1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» приходится сталкиваться с формулировками, подлежащими научному осмыслению, оценке возможных рисков этих нововведений.




Законом РФ о поправке к Конституции РФ от 14 марта 2020 г. № 1-ФКЗ «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти» не только уточняется область совместной компетенции органов публичной власти в решении вопросов здравоохранения, как подмечается правоведами, но и право граждан на получение медицинской помощи, с включением собственных базовых характеристик доступности и качественности в конституционные положения, приобретает завершенность. Отметим, что характеристики медицинской помощи «доступность» и «качественность» являются оценочными, это означает, что обеспечение оказания населению доступной и качественной медицинской помощи осуществляется в рамках объемов государственных гарантий. Приведенные конституционные положения распространяются на виды оказываемой населению специализированной медицинской помощи, в частности психиатрической.

Примечательно, что внесение изменений в Конституцию совпало с еще одним событием 2020 г. — пандемией, вызванной распространением заболевания, коронавирусной инфекции, далеко идущие последствия которой не только позволили оценить масштабы разрушительного воздействия психического здоровья людей, но и обнажили юридические проблемы реализации конституционного права граждан на охрану психического здоровья.

Несмотря на то, что в преамбуле базового Закона РФ от 2 июля 1992 г. № 3185-1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» (далее — Закон РФ № 3185-1) подчеркивается, что психическое здоровье человека провозглашается высокой ценностью, запущенный вследствие административной реформы процесс деинституционализации психиатрической помощи, выражающейся в закрытии крупных институтов — психиатрических больниц и отходе от приоритета стационарной психиатрической помощи, определенного в ч. 1 ст. 18 Закона РФ № 3185-1, идет полным ходом. Начиная с 2012 г., Департаментом здравоохранения г. Москвы было издано 13 приказов о реорганизации психиатрических больниц в г. Москве, крайним является Приказ Департамента здравоохранения г. Москвы от 24 марта 2017 г. № 209 «О реорганизации государственных бюджетных учреждений здравоохранения города Москвы: “Психиатрическая клиническая больница № 3 им. В.А. Гиляровского Департамента здравоохранения города Москвы”, “Психиатрическая клиническая больница № 4 им. П.Б. Ганнушкина Департамента здравоохранения города Москвы”». Причем в Докладе Уполномоченного по правам человека в г. Москве «О деятельности Уполномоченного по правам человека в городе Москве, о соблюдении и защите прав, свобод человека и гражданина в 2016 году» в ответ на индивидуальные и коллективные обращения заявителей, не согласных с предстоящей реорганизацией некоторых медицинских учреждений, говорится, что в результате подписания в 2005 г. Россией Хельсинской декларации по охране психического здоровья и Европейского плана по охране психического здоровья приоритетным направлением определено развитие амбулаторных форм организации психиатрической помощи, вплоть до интеграции психиатрической помощи в общую практику, в том числе оказание психиатрической помощи пациентам преимущественно во внестационарных условиях. Внедрять взамен действующей годами, отработанной системы оказания психиатрической помощи новые механизмы, не апробировав их на практике, чревато рисками.

Список литературы

1. Велигорский А.В. Новый Закон о психиатрической помощи: каковы ожидания? Взгляд юриста и клинициста / А.В. Велигорский, М.Н. Шалберкина // Юридическая психология. 2023. № 2. С. 32–36.
2. Молчанов П.В. Деинституционализация обеспечения безопасности и организации дорожного движения: сущность и тенденции (по результатам социологических исследований) / П.В. Молчанов // Административное право и процесс. 2019. № 11. С. 45–49.
3. Хабриева Т.Я. Тематический комментарий к Закону Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 14 марта 2020 г. № 1-ФКЗ «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти» / Т.Я. Ха

Остальные статьи