К вопросу о правовом статусе психоневрологических интернатов и правах проживающих в них пациентов в свете новелл Конституции и законодательства об охране психического здоровья граждан
Аннотация
Статья посвящена исследованию отдельных новелл федерального законодательства, касающихся правового статуса учреждений стационарной психиатрической помощи, а также прав и ограничений лиц, проживающих в них в стационарных условиях, на фоне продолжающегося процесса деинституционализации психиатрической помощи. Авторы приводят статистические данные о закрытии крупных психиатрических больниц, акцент делается на замене психиатрической социальной службы, что влияет на доступность и качество медицинских услуг, получаемых пациентами. Отмечается, что при анализе отдельных предстоящих новелл Закона РФ от 2 июля 1992 г. № 3185-1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» приходится сталкиваться с формулировками, подлежащими научному осмыслению, оценке возможных рисков этих нововведений.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Юридическая психология № 01/2024 |
Страницы | 33-35 |
DOI | 10.18572/2071-1204-2024-1-33-35 |
Законом РФ о поправке к Конституции РФ от 14 марта 2020 г. № 1-ФКЗ «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти» не только уточняется область совместной компетенции органов публичной власти в решении вопросов здравоохранения, как подмечается правоведами, но и право граждан на получение медицинской помощи, с включением собственных базовых характеристик доступности и качественности в конституционные положения, приобретает завершенность. Отметим, что характеристики медицинской помощи «доступность» и «качественность» являются оценочными, это означает, что обеспечение оказания населению доступной и качественной медицинской помощи осуществляется в рамках объемов государственных гарантий. Приведенные конституционные положения распространяются на виды оказываемой населению специализированной медицинской помощи, в частности психиатрической.
Примечательно, что внесение изменений в Конституцию совпало с еще одним событием 2020 г. — пандемией, вызванной распространением заболевания, коронавирусной инфекции, далеко идущие последствия которой не только позволили оценить масштабы разрушительного воздействия психического здоровья людей, но и обнажили юридические проблемы реализации конституционного права граждан на охрану психического здоровья.
Несмотря на то, что в преамбуле базового Закона РФ от 2 июля 1992 г. № 3185-1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» (далее — Закон РФ № 3185-1) подчеркивается, что психическое здоровье человека провозглашается высокой ценностью, запущенный вследствие административной реформы процесс деинституционализации психиатрической помощи, выражающейся в закрытии крупных институтов — психиатрических больниц и отходе от приоритета стационарной психиатрической помощи, определенного в ч. 1 ст. 18 Закона РФ № 3185-1, идет полным ходом. Начиная с 2012 г., Департаментом здравоохранения г. Москвы было издано 13 приказов о реорганизации психиатрических больниц в г. Москве, крайним является Приказ Департамента здравоохранения г. Москвы от 24 марта 2017 г. № 209 «О реорганизации государственных бюджетных учреждений здравоохранения города Москвы: “Психиатрическая клиническая больница № 3 им. В.А. Гиляровского Департамента здравоохранения города Москвы”, “Психиатрическая клиническая больница № 4 им. П.Б. Ганнушкина Департамента здравоохранения города Москвы”». Причем в Докладе Уполномоченного по правам человека в г. Москве «О деятельности Уполномоченного по правам человека в городе Москве, о соблюдении и защите прав, свобод человека и гражданина в 2016 году» в ответ на индивидуальные и коллективные обращения заявителей, не согласных с предстоящей реорганизацией некоторых медицинских учреждений, говорится, что в результате подписания в 2005 г. Россией Хельсинской декларации по охране психического здоровья и Европейского плана по охране психического здоровья приоритетным направлением определено развитие амбулаторных форм организации психиатрической помощи, вплоть до интеграции психиатрической помощи в общую практику, в том числе оказание психиатрической помощи пациентам преимущественно во внестационарных условиях. Внедрять взамен действующей годами, отработанной системы оказания психиатрической помощи новые механизмы, не апробировав их на практике, чревато рисками.