Участие психолога в следственных действиях: пределы компетенции и ответственность
Аннотация
В статье рассматриваются проблемы участия психолога при проведении следственных действий с участием несовершеннолетних, последствия. Также пределы компетенции, задачи и ответственность данного участвующего лица в непроцессуальных и процессуальных действиях.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Юридическая психология № 01/2024 |
Страницы | 11-14 |
DOI | 10.18572/2071-1204-2024-1-11-14 |
В следственных подразделениях Следственного комитета Российской Федерации расследуются преступления различной категории, в том числе преступления с участием несовершеннолетних. Действующее законодательство регулирует четкие правила производства следственных действий с участием несовершеннолетних.
Так, в ст. 45, 191, 425 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее — УПК РФ) указаны требования к проведению следственных действий с участием несовершеннолетних. Акцентируем внимание на ч. 4 ст. 191 УПК РФ о привлечении к участию в следственных действиях психолога. По уголовным делам о преступлениях против половой неприкосновенности несовершеннолетнего, не достигшего возраста 16 лет либо достигшего этого возраста, но страдающего психическим расстройством или отстающего в психическом развитии, обязательно участие психолога.
Такие изменения в УПК РФ внесены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 432-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования прав потерпевших в уголовном судопроизводстве», вступили в действие 1 января 2015 г. В некоторых судебных решениях указано, что такое необходимо для обеспечения защиты прав несовершеннолетнего потерпевшего и удостоверения правильности изложенной в протоколах следственных действий информации.
Несмотря на наличие объективных для следователя «технических» трудностей привлечения педагога или психолога, а в ситуации, предусмотренной ч. 4 ст. 191 УПК РФ, только психолога, как участвующих в следственных действиях лиц, сам смысл такой законодательной инициативы — обеспечение дополнительной защитой — представляется исключительно верным. Вместе с тем отсутствие четко регламентированных прав и обязанностей этого участвующего в следственном действии лица порождает сложности и проблемы на практике. Единообразия в понимании охраны безопасности эмоционального состояния несовершеннолетнего и защиты его прав до настоящего времени у правоприменителя не сформировалось. Это трактуется по-разному, в том числе по-разному трактуется непосредственная функция педагога или психолога в ходе его участия в следственном действии.