Корпоративные долги наследодателя
Аннотация
Статья посвящена исследованию вопроса привлечения к ответственности наследников участников корпоративных правоотношений. На основе системного анализа актуальной судебной практики выявлены основные формы ответственности наследодателя по корпоративным обязательствам и изучены особенности перевода долга в порядке универсального правопреемства на наследников. Исследование корпоративных долгов наследодателя осуществлено по трем ключевым направлениям: 1) обязательства, возникшие у наследодателя как участника корпорации; 2) обязательства наследодателя как руководителя корпорации; 3) обязательства наследодателя как поручителя по сделкам корпорации. Аргументировано, что пределы ответственности наследников по обязательствам наследодателя могут выходить за пределы, установленные ст. 1175 ГК РФ. Так, в определенных случаях наследники (в том числе несовершеннолетние) могут быть привлечены к субсидиарной ответственности по долгам наследодателя. Как следствие, требования кредиторов могут быть удовлетворены за счет личного имущества наследников.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Наследственное право № 01/2024 |
Страницы | 28-31 |
DOI | 10.18572/2072-4179-2024-1-28-31 |
Действующее российское законодательство переводит в порядке универсального правопреемства долги наследодателя солидарно на его наследников в рамках причитающейся каждому из них доле в наследственной массе (ст. 1175 ГК РФ). Бремя оплаты долгов наследодателя возникает у наследников в момент его приобретения как путем совершения направленных действий, выражающихся в подаче соответствующего заявления нотариусу, так и в результате фактического принятия, возникающего, например, в случае совместного проживания с наследодателем в одном жилом помещении на момент открытия наследственного дела. Отказ от наследства ведет к освобождению наследника от бремени оплаты долгов, однако в определенных случаях наследник не может самостоятельно воспользоваться данным правом. Так, в силу ст. 37 ГК РФ несовершеннолетний наследник не может отказаться от наследства без получения предварительного согласия органов опеки и попечительства. При этом Верховный Суд РФ в п. 49 Постановления Пленума от 29 мая 2012 г. № 9 «О судебной практике по делам о наследовании» (далее – Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29 мая 2012 г. № 9) акцентировал внимание на то, что обязанность наследников по уплате долгов наследодателя не зависит от факта получения ими свидетельств о праве на наследство.
В случае если наследодатель являлся контролирующим лицом корпорации, то он может быть привлечен к ответственности по корпоративным долгам субсидиарно. Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда РФ в Определении от 16 декабря 2019 г. № 303-ЭС19-15056 по делу № А04-7886/2016 отметила, что долг, возникший из субсидиарной ответственности, относится к правовому режиму долгов, связанных с возмещением вреда имуществу участников оборота в силу положений ст. 1064 ГК РФ и не является обязательством, неразрывно связанным с личностью наследодателя. Равным образом гражданское законодательство не содержит запрета на переход спорных обязательств в порядке наследования.
В данной статье будут рассмотрены актуальные проблемы перевода корпоративных долгов наследодателя на его наследников и изучены гарантии защиты имущественных прав кредиторов в случае привлечения наследодателя к субсидиарной ответственности по корпоративным обязательствам. Корпоративные долги наследодателя будут рассмотрены в настоящей статье по следующим направлениям:
1. обязательства, возникшие у наследодателя как участника корпорации;
2. обязательства наследодателя как руководителя корпорации;