Историко-правовой анализ понятия должностного лица как субъекта получения взятки в отечественном законодательстве
Аннотация
Статья посвящена генезису понятия должностного лица как субъекта получения взятки в отечественном законодательстве с исторической и правовой форм. Рассмотрен процесс становления с точки зрения уголовного закона понятий «должностное лицо», «взятка», «поборы». Авторами рассмотрены ретроспективы возникновения и распространения указанных понятий, в этой связи освещена хронология коррупционных проявлений в российском обществе. В статье сделан акцент на изменение статуса и понятия должностного лица применительно к уголовному закону.
Тип | Статья |
Издание | Российский следователь № 03/2024 |
Страницы | 64-68 |
DOI | 10.18572/1812-3783-2024-3-64-68 |
Характеристика должностных преступлений, а также сущность понятия должностного лица с позиций персональной ответственности в России менялись с течением времени путем внесения соответствующих изменений в законодательные акты. Подобное явление можно объяснить радикальными переменами в обществе и государстве, произошедшими за многие столетия. Однако практически на всех этапах истории отечественного уголовного законодательства должностное лицо выделялось в качестве отдельной категории субъектов. Еще со времен Древней Руси путем издания правовых актов законодатель пытался определить легитимные рамки исполнения должностным лицом своих полномочий, наделяя его особым правовым статусом и повышенной ответственностью.
В аспекте генезиса понятия должностного лица и его трансформации применительно к уголовному закону менялось и понятие субъекта получения взятки. С развитием российского общества и государства формируется управленческий аппарат, появляются люди, наделенные специфическими полномочиями, — бояре, воеводы, которые впоследствии будут именоваться должностными лицами. В истории правонарушений таких субъектов первыми злоупотреблениями стали взятки-подношения. Их начальное упоминание датируется IX–XX веками, а нормативное закрепление запрета такого злоупотребления мы находим в Псковской судной и Двинской уставной грамотах. Так, Двинская грамота 1398 г. впервые закрепила понятие взятки, вследствие чего в российском уголовном законе взяточничество выделяется как самостоятельный вид преступной деятельности. Данный документ устанавливал повышенную ответственность конкретных должностных лиц за получение взятки и иные злоупотребления полномочиями, что говорит о формальном закреплении понятия должностного лица как специального субъекта. Белозерская уставная грамота, принятая в 1488 г. Иваном Великим, закрепляла положения о правах и обязанностях наместников по вопросам сбора пошлин в области суда и управления, выделяя данную категорию лиц в качестве отдельных участников уголовных правоотношений. Таким образом, и здесь можно проследить выделение должностного лица в качестве специального субъекта, признаки которого отличны от иных субъектов совершения преступлений. Судебник 1497 г. содержал запрет на получение взятки, однако не предусматривал особо строгой ответственности за данное преступление, поскольку в тот период истории России взяточничество не расценивалось как особо опасное деяние в связи с устоявшейся идеологией в обществе, где правда имела свойство преобладать над правом.
В эпоху правления Ивана IV принимается новый сборник законов — Судебник 1550 г., который ввел понятие государственного преступления, который выделил взяточничество как серьезное противоправное деяние, требующее радикальных санкций. Таким образом, были приняты меры по усилению борьбы с взяточничеством и иными должностными преступлениями.