Уголовная ответственность юридических лиц в Объединенных Арабских Эмиратах и Королевстве Саудовская Аравия: сравнение материальных и процессуальных аспектов
Аннотация
В статье авторы провели краткое сравнительное исследование наиболее ярких различий материальных и процессуальных аспектов привлечения юридических лиц к ответственности. С учетом специфики господствующего источника (исламский шариат) и правовой доктрины в арабских странах не всегда проводят различие между уголовной и административной ответственностью, хотя с законодательной точки зрения в ташри’атун Королевства Саудовская Аравия можно найти примеры ситуаций, сходных с отечественным подходом. Авторами выделены юридико-технические особенности назначения наказания и их видов. С точки зрения процессуальных вопросов нормативно-правовая база Объединенных Арабских Эмиратов отличается более прогрессивным подходом. Авторы приходят к выводу: несмотря на то что оба государства традиционно относились к религиозной правовой семье, на сегодняшний день наличие светского права и его содержание указывают на смешанный характер правовых систем.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Российский следователь № 03/2024 |
Страницы | 51-56 |
DOI | 10.18572/1812-3783-2024-3-51-56 |
С учетом того, что источником права в Королевстве Саудовская Аравия (КСА) и Объединенных Арабских Эмиратах (ОАЭ) является прежде всего исламский шариат, а в классическом исламском праве нет четкого разделения между уголовным и деликтным правом, все рассматриваемые далее деяния можно отнести к категории тазир, т.е. к предусмотренным светским правом (дословно с араб. تشريعات — законодательство; ташри’атун). Более того, фактически не разделяется административная и уголовная ответственность в том виде, в каком они понимаются отечественными исследователями. В арабских странах под административной ответственностью подразумевают ответственность государственных органов и учреждений, а также их должностных лиц за нанесенный вред и/или ущерб частным лицам в качестве особой формы гражданской ответственности. При этом в административном праве выделяются два вида ошибок: личности, или подчиненного (араб. الخطأ الشخصي), и звена, т.е. органа как такового (араб. الخطأ المرفقي»).
Возможность привлечения к уголовной ответственности юридических лиц в арабских государствах Аравийской зоны не вызывает сомнений ввиду лингвистических и юридико-технических особенностей нормативных правовых актов.
В обеих странах применимы положения шариата, на основании которого принимаются нормативно-правовые акты, но, в отличие от КСА, в ОАЭ есть кодифицированные акты и в уголовном, и в уголовно-процессуальном праве, которые устанавливают общие начала и принципы назначения наказания. Они не являются единственными правовыми регуляторами. Перечень законов, на основании которых возможно привлечение юридического лица к уголовной ответственности, и их природа разнятся. В обеих странах криминализованы отмывание активов, полученных преступным путем, финансирование терроризма, киберпреступления, террористические преступления, противоправные действия в сфере электронного коммерческого оборота, нарушения хранения и распространения персональных данных, а также экономические преступления.