Особенности статуса территорий Арктической зоны, Крайнего Севера, ЗАТО в материалах судебной практики
Аннотация
В статье на примере практики судов Архангельской области и Ненецкого автономного округа рассматриваются особенности судебных споров с участием муниципальных образований на территориях Арктической зоны и Крайнего Севера, закрытых административно-территориальных образований.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Муниципальное имущество: экономика, право, управление № 01/2024 |
Страницы | 31-34 |
DOI | 10.18572/2500-0349-2024-1-31-34 |
В рамках мониторинга правоприменения было проанализировано 150 дел судов Ненецкого автономного округа и Архангельской области по вопросам особенностей таких территорий, как Арктическая зона, закрытые административно-территориальные образования (далее — ЗАТО), территории Крайнего Севера; исследовались судебные решения, вынесенные в 2017–2022 гг.
Выбор данной категории дел обусловлен особой значимостью для России территорий Арктики как экономического, правового, социального и культурного пространства при весьма небольшом количестве нормативных актов, регулирующих правовой статус данной зоны, и большого числа потенциальных пробелов, влекущих правовые споры. Большинство муниципальных образований в данных субъектах Российской Федерации попадают сразу в несколько категорий, что усложняет их правовой режим. Это создает повышенный интерес к изучению судебной практики с участием этих муниципалитетов. Задачами проведенной работы было выявление и анализ ключевых проблем экономического, правового и социального характера, возникающих на данных территориях, которые получают отражение в судебной практике. Изучались аргументы сторон и доводы, на которых суды основывали свое решение.
Арктическая зона
В первую очередь необходимо отметить, что Ненецкий автономный округ целиком попадает в Арктическую зону, а в Архангельской области к сухопутным территориям Арктической зоны относится большинство муниципальных образований. Инвесторам на данных территориях уже предоставляются налоговые льготы, но для реализации больших планов нашей страны, связанных с развитием данных территории, необходимо выстроить целостную нормативную базу и основанную на ней непротиворечивую обширную судебную практику. Это позволит в дальнейшем гораздо проще осуществлять хозяйственную деятельность. Предприниматели смогут планировать свою деятельность, в том числе с учетом сложившегося правоприменения.
Судебных споров в данной зоне не много, и они отличаются крайним разнообразием. Все дела можно разделить по трем большим категориям: споры, в центре которых находятся инвестиционные соглашения, направленные на ведение хозяйственной деятельности в Арктике, споры о необходимости проведения экологической экспертизы перед размещением тех или иных объектов; и административные правонарушения, вызванные загрязнением арктических территорий и вод. Муниципальные образования имеют отношение только к первым двум категориям.