Дата публикации: 07.03.2024

Развитие ЗАТО и приграничных территорий: особенности организации местного самоуправления в их пределах

Аннотация

В статье была проанализирована судебная практика по вопросам особенностей развития закрытых административно-территориальных образований Тверской области и приграничных территорий Смоленской и Курской областей. Рассматривались дела, тематически связанные с местным самоуправлением.




1. Особенности реализации местного самоуправления в ЗАТО

Закон РФ от 14 июля 1992 г. № 3297-1 «О закрытом административно-территориальном образовании» (далее — Закон о ЗАТО) в п. 1 ст. 1 определяет закрытое административно-территориальное образование (далее — ЗАТО) как имеющее органы местного самоуправления административно-территориальное образование, созданное с целью безопасного функционирования специальных (в первую очередь военных) объектов.

Специальный статус ЗАТО предусматривает наличие особых правил пребывания в нем, в том числе пропускного режима. Согласно п. 2 ст. 4 Закона о ЗАТО органы местного самоуправления ЗАТО участвуют совместно с руководителями организаций и (или) объектов, по роду деятельности которых созданы ЗАТО, и органами федеральной службы безопасности в порядке, устанавливаемом Правительством РФ, в определении пропускного режима в ЗАТО.

Согласно подп. «б» п. 2 и подп. «а» п. 3 Постановления Правительства РФ от 26 июня 1998 г. № 655 особый режим ЗАТО включает в себя ограничение на въезд и (или) проживание граждан на территории ЗАТО и устанавливается в целях обеспечения национальной безопасности Российской Федерации. Как следствие, для лиц, желающих посетить территорию ЗАТО, устанавливается обязанность по получению пропуска и его предъявлению уполномоченным лицам. За неисполнение вышеуказанной обязанности предусмотрена административная ответственность на основании ст. 20.19 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ), что отмечено Вышневолоцким районным судом Тверской области в решении от 28 мая 2020 г. по делу № 12-102/2020.

Однако в практике встречаются случаи, когда суд в аналогичных или схожих обстоятельствах привлекает гражданина к ответственности по иной ст. КоАП РФ. Так, Бологовский городской суд Тверской области в своем решении от 28 июня 2017 г. по делу № 5-230/2017 за проход на территорию ЗАТО без пропуска привлек гражданина к административной ответственности по ч. 1 ст. 19.3 КоАП РФ (неповиновение законному распоряжению сотрудника полиции), так как он не предъявил по требованию полицейского ни пропуск на территорию ЗАТО, ни паспорт гражданина РФ. Данная позиция суда является спорной, так как событие административного правонарушения по ст. 20.19 КоАП РФ устанавливается путем выявления лица на территории ЗАТО без соответствующего пропуска, что производится путем распоряжения полицейского предъявить пропуск и последующего отказа выполнить указанные действия со стороны гражданина. То есть событие административного правонарушения по ст. 20.19 КоАП РФ включает в себя событие согласно ч. 1 ст. 19.3 КоАП РФ. При этом, если нарушение пропускного режима ЗАТО допускает иностранный гражданин, то он подлежит ответственности на основании ч. 1 ст. 18.8 КоАП РФ: нарушение режима пребывания иностранного гражданина в России (Постановление Бологовского городского суда Тверской области от 28 ноября 2018 г. по делу № 5-414/2018). Статья 18.8 КоАП РФ является специальной по отношению к ст. 20.19 КоАП и применяется исключительно по отношению к особым субъектам административной ответственности — иностранным гражданам.

Список литературы

1. Бауэр Р.Э. Нецелевое использование бюджетных средств: соотношение ст. 15.4 КоАП и ст. 306.4 БК РФ / Р.Э. Бауэр, В.А. Виноградова // Vox juris. Глас права. 2020. № 2. С. 7–13.

Остальные статьи