Дата публикации: 07.03.2024

Научно-производственный комплекс наукограда Российской Федерации как отличительный признак территории с высоким научно-техническим потенциалом

Аннотация

Наукоград — территория с высокой концентрацией научно-технического потенциала, его характерной чертой является градообразующий научно-производственный комплекс, в институциональном взаимодействии с организациями которого органы местного самоуправления наукограда решают вопросы местного значения с целью развития инновационной инфраструктуры, создания комфортной городской среды, обеспечения доступности социальной инфраструктуры для увеличения выпуска высокотехнологичной продукции, развития кадрового ресурса наукограда и привлечения организациями высококвалифицированных специалистов. В статье отмечены ключевые особенности научно-производственного комплекса как критерия присвоения муниципальному образованию статуса «наукоград Российской Федерации» в порядке, установленном Федеральным законом «О статусе наукоградов Российской Федерации». На основе проведенного анализа законодательства указывается на недостатки правового регулирования и необходимость его совершенствования для обеспечения развития наукоградов, в том числе для определения особенностей организации и осуществления местного самоуправления в наукоградах.




Конституционное регулирование научно-технологического развития России является стабильной правовой основой для достижения обозначенных Президентом Российской Федерации В.В. Путиным национальных целей и стратегических задач развития государства, в том числе благодаря внесенным в 2020 г. в ст. 114 (п. «в» и «в.1») Конституции РФ поправкам, которые, как указывает С.В. Кабышев, закрепили «принцип единой социально ориентированной государственной научно-технической политики, основанной на сохранении и укреплении научного потенциала России». В данном контексте особое значение приобретает позиция Т.Я Хабриевой и А.А. Клишаса, согласно которой «включение в Конституцию новых норм в части регулирования научно-технологического развития позволит… восстановить преемственность с советским опытом, где наука была подлинным “локомотивом” экономического и социального развития».

Обращаясь к советскому опыту развития науки и преумножения научного потенциала, вызывает интерес выделяемая многими исследователями практика локального размещения научных организаций, образовательных организаций высшего образования (далее — университеты) и производственных предприятий, в первую очередь объединенных и обособленных по принципу перспективной кооперации в области исследований и разработок. На основе таких комплексов стали развиваться уникальные «научные территории» с развитой социальной инфраструктурой и укладом быта сотрудников указанных организаций и предприятий, в том числе определившими развитие соответствующих административно-территориальных единиц и их особое положение в механизме достижения задач научно-технической политики.

В настоящее время из всех таких «научных территорий» особый статус получили наукограды, в отношении которых «в системе правового регулирования территориальной организации публичной власти по признаку наличия высокого научно-технического потенциала — как отмечает С.В. Кабышев, — произведено обособление… в Федеральном законе от 7 апреля 1999 г. № 70-ФЗ “О статусе наукограда Российской Федерации”» (далее — Закон о наукоградах). Согласно ст. 1 названного Закона статус «наукоград Российской Федерации» может быть присвоен городскому округу, имеющему высокий научно-технический потенциал, с градообразующим научно-производственным комплексом (далее — НПК).

Список литературы

1. Агирречу А.А. Наукограды России: история формирования и развития / А.А. Агирречу. Москва : Издательство Московского университета, 2009. 188 с.
2. Васильев В.И. Муниципальное право России : учебник / В.И. Васильев. 2-е изд., перераб. и доп. Москва : Юстицинформ, 2012. 676 с.
3. Глисин Ф.Ф. Наукограды в современной экономике России / Ф.Ф. Глисин, В.Л. Разин, Т.В. Хабарова // Инновации. 2011. № 2 (148). С. 71–76.
4. Данилова С.Н. Государственное развитие территорий с особым статусом / С.Н. Данилова, А.М. Петров, О.Г. Тэйслина // Вестник Саратовского социально-экономического университета. 2018. № 4. С. 75–76.
5. Докучаев А.Ю. Проблемы правового статуса наукоградов Российской Федерации в аспекте реализации Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» / А.Ю. Докучаев // Вестник Том
6. Кабышев С.В. Наукограды Российской Федерации в механизме реализации государственной научно-технической политики: конституционно-правовые аспекты / С.В. Кабышев // Журнал российского права. 2023. Т. 27. № 9. С. 15–27.
7. Кузнецов М.И. Наукограды: интеллектуальный потенциал и инновационный ресурс развития России / М.И. Кузнецов // Устойчивое развитие. Наука и практика. 2004. № 2. С. 37–50.
8. Нетесова М.С. Города в структуре инновационной системы России / М.С. Нетесова // Проблемный анализ и государственно-управленческое проектирование. 2011. Т. 4. № 5. С. 29–36.
9. Самодуров М.И. Взаимодействие органов местного самоуправления и субъектов инновационной деятельности в наукоградах / М.И. Самодуров // Вестник Санкт-Петербургского университета. Право. 2016. № 1. С. 53–62.
10. Хабриева Т.Я. Тематический комментарий к Закону Российской Федерации о поправке Конституции Российской Федерации от 14 марта 2020 г. № 1-ФКЗ «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти» / Т.Я. Хабр
11. Шугрина Е.С. Академгородки, инновационные и научные центры: отграничение наукоградов от смежных явлений / Е.С. Шугрина // Муниципальное имущество: экономика, право, управление. 2022. № 3. С. 13–17.

Остальные статьи