Научно-производственный комплекс наукограда Российской Федерации как отличительный признак территории с высоким научно-техническим потенциалом
Аннотация
Наукоград — территория с высокой концентрацией научно-технического потенциала, его характерной чертой является градообразующий научно-производственный комплекс, в институциональном взаимодействии с организациями которого органы местного самоуправления наукограда решают вопросы местного значения с целью развития инновационной инфраструктуры, создания комфортной городской среды, обеспечения доступности социальной инфраструктуры для увеличения выпуска высокотехнологичной продукции, развития кадрового ресурса наукограда и привлечения организациями высококвалифицированных специалистов. В статье отмечены ключевые особенности научно-производственного комплекса как критерия присвоения муниципальному образованию статуса «наукоград Российской Федерации» в порядке, установленном Федеральным законом «О статусе наукоградов Российской Федерации». На основе проведенного анализа законодательства указывается на недостатки правового регулирования и необходимость его совершенствования для обеспечения развития наукоградов, в том числе для определения особенностей организации и осуществления местного самоуправления в наукоградах.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Муниципальное имущество: экономика, право, управление № 01/2024 |
Страницы | 23-26 |
DOI | 10.18572/2500-0349-2024-1-23-26 |
Конституционное регулирование научно-технологического развития России является стабильной правовой основой для достижения обозначенных Президентом Российской Федерации В.В. Путиным национальных целей и стратегических задач развития государства, в том числе благодаря внесенным в 2020 г. в ст. 114 (п. «в» и «в.1») Конституции РФ поправкам, которые, как указывает С.В. Кабышев, закрепили «принцип единой социально ориентированной государственной научно-технической политики, основанной на сохранении и укреплении научного потенциала России». В данном контексте особое значение приобретает позиция Т.Я Хабриевой и А.А. Клишаса, согласно которой «включение в Конституцию новых норм в части регулирования научно-технологического развития позволит… восстановить преемственность с советским опытом, где наука была подлинным “локомотивом” экономического и социального развития».
Обращаясь к советскому опыту развития науки и преумножения научного потенциала, вызывает интерес выделяемая многими исследователями практика локального размещения научных организаций, образовательных организаций высшего образования (далее — университеты) и производственных предприятий, в первую очередь объединенных и обособленных по принципу перспективной кооперации в области исследований и разработок. На основе таких комплексов стали развиваться уникальные «научные территории» с развитой социальной инфраструктурой и укладом быта сотрудников указанных организаций и предприятий, в том числе определившими развитие соответствующих административно-территориальных единиц и их особое положение в механизме достижения задач научно-технической политики.
В настоящее время из всех таких «научных территорий» особый статус получили наукограды, в отношении которых «в системе правового регулирования территориальной организации публичной власти по признаку наличия высокого научно-технического потенциала — как отмечает С.В. Кабышев, — произведено обособление… в Федеральном законе от 7 апреля 1999 г. № 70-ФЗ “О статусе наукограда Российской Федерации”» (далее — Закон о наукоградах). Согласно ст. 1 названного Закона статус «наукоград Российской Федерации» может быть присвоен городскому округу, имеющему высокий научно-технический потенциал, с градообразующим научно-производственным комплексом (далее — НПК).