Трансформация местного самоуправления в России: от рассвета до...
Аннотация
Новейшая история нашего государства уже длительное время сопровождается постоянным поиском места и роли местного самоуправления в системе как публичного управления, так и формирования полноценного гражданского общества в России. Данный поиск сопровождается трансформацией не только законодательной основы местного самоуправления, его базовых положений и институтов, но и серьезнейшим изменением конституционно-правового толкования нормативных положений о местном самоуправлении Конституционным Судом РФ, которые впоследствии способствовали появлению в 2020 г. поправок в гл. 8 Конституции РФ и последующему встраиванию органов местного самоуправления в единую систему публичной власти, во многом образующую противовес конституционным гарантиям самостоятельности местного самоуправления и отграничения его от системы государственной власти. Проведенный автором краткий историко-правовой анализ показывает наличие незавершенности понимания у федерального законодателя представления о местном самоуправлении, его содержательных, организационных, экономических и иных основах, что может быть серьезным препятствием для реализации «обновленного» текста норм гл. 8, которые в своем абсолютном количестве теперь привязаны к воле федерального законодателя.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Муниципальное имущество: экономика, право, управление № 01/2024 |
Страницы | 20-22 |
DOI | 10.18572/2500-0349-2024-1-20-22 |
Вопросы правового регулирования власти в целом и ее структурных единиц в частности на всем протяжении новейшей российской истории вызывали постоянный интерес не только в рамках научных исследований, которых уже и вправду «не счесть», но и у представителей самой власти, прежде всего законодательной, хотя и исполнительная, и судебная тоже не остаются в стороне. Во многом это связано с тем обстоятельством, что коренная трансформация государственного и общественного устройства начала 1990-х годов, на фоне «слома» всей системы власти, ее принципов существования, форм построения и функционирования, не нашла до настоящего времени своего адекватного разрешения ни в российском законодательстве, ни в юридической науке. В результате наша страна и российское общество, как «новорожденный» ребенок, во многом методом проб и ошибок пытаются найти свой оптимальный путь формирования и перспективного развития как общества, так и властных институтов. Одним из таких публично-правовых институтов, сполна испытавших все «прелести» поиска и реформ, является местное самоуправление. Несмотря на сложившуюся в конституционно-правовой науке точку зрения о незыблемости конституционных основ местного самоуправления, его гарантированности и самостоятельности, более чем 30-летняя практика реализации названных основ совершенно очевидно говорит о том, что эти утверждения являются во многом «фикцией», которая никак не может найти своего окончательного понимания.
В свете известной цитаты — «Что было первым: яйцо или курица?» — относительно местного самоуправления нет сомнений, что первым была не действующая Конституция РФ и ее текст, а принятый 9 апреля 1990 г. Закон СССР «Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства СССР». Он определил основные направления развития местных органов, принципы их формирования и деятельности как органов местного самоуправления. Провозглашалось осуществление местного самоуправления в границах административно-территориальных единиц. Также данный закон определял местное самоуправление как самоорганизацию граждан для решения непосредственно или через избираемые ими органы всех вопросов местного значения, исходя из интересов населения и особенностей административно-территориальных единиц на основе законов и соответствующей материальной и финансовой базы. Основными органами местного самоуправления провозглашались представительные органы — местные Советы народных депутатов, наиболее важные вопросы жизни на местах граждане могли решать непосредственно, при этом первичным территориальным уровнем самоуправления могли быть сельсовет, поселок, район, город (район в городе). Это был первый «звонок» к децентрализации публичной власти на демократической основе, несмотря на то, что, с учетом местных условий и национальных особенностей, союзные и автономные республики могли определять и другие уровни местного самоуправления.