Дата публикации: 07.03.2024

К вопросу о возложении на муниципальные образования обязанности по обеспечению инженерной инфраструктурой земельных участков, предоставляемых бесплатно в собственность многодетным семьям

Аннотация

В статье анализируется практика возложения на муниципальные образования обязанности по обеспечению инженерной инфраструктурой земельных участков, предоставляемых в качестве государственной гарантии многодетным семьям. Указывается на проблемы финансовой обеспеченности такой обязанности на муниципальном уровне и о наличии у органов государственной власти субъектов Российской Федерации сопутствующих обязанностей в указанной сфере, что предполагает необходимость пересмотра сложившейся судебной практики.




Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно обращался к проблеме обеспечения земельных участков, предоставляемых на основании подп. 6 ст. 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации в собственность бесплатно гражданам, имеющим трех и более детей (далее — предоставление земельных участков в собственность многодетным семьям бесплатно), необходимой инженерной инфраструктурой (системами водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, а также автомобильными дорогами и подъездными путями). Так, изначально к данной проблеме Конституционный Суд Российской Федерации обратился в Определении от 9 ноября 2017 г. № 2516-О, указав, что предоставление земельного участка в собственность многодетным семьям бесплатно должно рассматриваться правоприменительными органами не иначе как мера социальной поддержки, направленная на реализацию права на жилище. При таких условиях Конституционный Суд Российской Федерации констатирует неправомерность возложения на самих граждан обязанностей по инфраструктурному оснащению предоставляемых им для индивидуального жилищного строительства земельных участков, поскольку иное нивелировало бы смысл предоставляемой социальной гарантии, делало бы невозможным фактическое использование таких земельных участков.

Рассматривая вопрос о том, кем должно осуществляться обустройство предоставленных в собственность многодетным семьям бесплатно земельных участков инженерной инфраструктурой, Конституционный Суд Российской Федерации указал, что эта обязанность возложена на органы публичной власти, при этом особый акцент был сделан на том, что решение вопросов благоустройства территорий, включая инфраструктурные аспекты, является одним из традиционных направлений реализации функций местного самоуправления. В результате такого истолкования судебная практика пошла по пути наименьшего сопротивления, возлагая обязанность по обеспечению предоставленных земельных участков инженерной инфраструктурой именно на уровень муниципальных образований, что можно увидеть на примере многочисленных дел в различных регионах России. Правовыми основаниями для возложения соответствующих обязанностей помимо правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации также выступают соответствующие вопросы местного значения по организации в границах муниципального образования водоснабжения, водоотведения, электро- и газоснабжения, а также по осуществлению дорожной деятельности.

При этом в контексте реализации вышеуказанной государственной гарантии следует обратить внимание, что муниципальные образования не обладают свободой выбора, не определяют критерии предоставления земельных участков и более того, вне зависимости от реальной возможности обеспечить предоставляемые земельные участки инженерной инфраструктурой, не вправе отказать гражданам в предоставлении таких земельных участков, даже при условиях очевидной для органов местного самоуправления невозможности обеспечить предоставляемые земельные участи необходимой инженерной инфраструктурой ввиду финансовой необеспеченности данных полномочий либо в силу иных причин.

Список литературы

1. Минина А.А. Право многодетных семей на земельный участок: миф или реальность? / А.А. Минина, О.А. Перепадя, С.М. Перепадя // Аграрное и земельное право. 2019. № 2 (170). С. 115–118. EDN: TQRBGY.
2. Мотузова С.А. Проблематика инженерной инфраструктуры земельных участков, предоставленных по программе «Дальневосточный гектар» на территории Приморского края / С.А. Мотузова // Современная наука, общество и образование: актуальные вопросы, достижения и ин
3. Степанова О.Б. Трудности решения, или Почему муниципалитеты не всегда участвуют в государственных программах / О.Б. Степанова // Муниципальная служба: правовые вопросы. 2021. № 2. С. 23–26. DOI 10.18572/2072-4314-2021-2-23-26. EDN: HNOXYV.

Остальные статьи