Дата публикации: 07.03.2024

Архитектурно-градостроительный облик объекта капитального строительства: проблемы правового регулирования

Аннотация

В контексте формирования качественной и комфортной окружающей среды особую актуальность приобретает проблематика формирования внешнего облика населенных пунктов. Отход от традиционного ранее принципа «монофункционального зонирования», который четко разграничивает в пространстве разные по функциональному назначению зоны, и замена его на «мультифункциональный» подход, позволяющий сочетать различные функции не только в масштабах районов, но и отдельных зданий, объективно вызвал необходимость регулирования архитектурных решений и внешнего облика городской среды. Во многом по данной причине в нормах Градостроительного кодекса Российской Федерации в декабре 2022 г. появилась ст. 40.1, согласно которой архитектурно-градостроительный облик объекта подлежит согласованию с уполномоченным муниципальным органом в случае строительства объекта капитального строительства в границах нормативно определенных территорий. Введение этой процедуры получило в экспертной среде весьма неоднозначную оценку. Высказываются опасения о потенциальной возможности неконтролируемого субъективного подхода к оценке характеристик объектов капитального строительства, сомнению подвергается объективность критериев ее проведения. В статье представлен анализ основных направлений формирования правовой базы для ее проведения. Авторы подчеркивают недостаточность требований только функционального зонирования и необходимость регламентации и архитектурных решений, внешнего облика городской среды в целях сохранения ее идентичности.




Среда жизнедеятельности современного человека весьма сложна и не однородна, так как объективно включает пространства различного функционального назначения. Особенно эта неоднородность и сложность проявляется в условиях современного города, что не может не оказывать влияния на его жителей, вызывая у них чувство опасности и «антигуманности» городской среды с ее интенсивным дорожным движением, загрязнением воздуха, высокой и постоянной акустической нагрузкой. В таких условиях весьма интенсивно развиваются теоретические подходы к формированию органичного архитектурного пространства городов, которое ориентировано на человека, его когнитивные особенности и психологические аспекты восприятия пространства. Одной из ключевых целей градостроительной деятельности выступает обеспечение при ее осуществлении благоприятных условий жизнедеятельности человека. В силу этого в процессе градостроительного проектирования необходимо учитывать не только факторы влияния планируемых объектов городской среды на экологию, не только удобство и комфортность городского пространства с точки зрения инженерных решений и транспортной обеспеченности, но и воздействие этой среды на психологический комфорт человека.

Важным видится и то, что весьма существенную роль в создании пространственной композиции градостроительных объектов имеют условия ее целостного зрительного восприятия. В значительных же по масштабу и при этом весьма плотных городских пространствах с этим сложно — охватить их одним взглядом весьма проблематично (а зачастую и невозможно). Конечно, при проектировании городской среды применяют приемы, способствующие этому, в частности, линейного раскрытия пространственных перспектив и раскрытия с меняющимся направлением обзора. Но особое значение в таких условиях приобретает архитектурный облик конкретного объекта.

В теории архитектурный облик объекта зачастую понимается как его «его внешняя выразительная оболочка, которая доступна для восприятия органами чувств», то есть фактически как его образ. Как представляется, это разные понятия. Говоря об архитектурном облике объекта, мы имеем в виду его внешний, «материально-физический» вид, который воспринимается человеком; под образом же как раз и подразумеваем «последствия» этого восприятия, отражение облика в психике человека, его воздействия на нее. В научных работах отмечается, что образ объекта в архитектурном процессе выполняет, прежде всего, коммуникативную функцию, выступая как коммуникация «архитектор — произведение — зритель» и как коммуникация «человек — объект — среда — культура». При этом наиболее значима именно коммуникация в процессе взаимодействия человека с конкретным объектом, «человек — объект — среда — культура». Формирование образа этого архитектурного объекта обусловлено интеллектуальным осмысленным отражением его «материально-физического» облика в психике человека: «...архитектурный объект наделяется значениями и попадает из сферы бытовой реальности в семиотическое пространство культуры». «Образная» структура архитектурного объекта, зависящая как от ощущений и восприятий, так и от процессов мышления, включает такие составляющие, как «образ ориентации», «образ узнавания», «образ интерпретации», «образ интуиции».

Список литературы

1. Бирюкова Е.Е. Облик архитектурного пространства в контексте выразительного бытия архитектурного пространства / Е.Е. Бирюкова // Историческая и социально-образовательная мысль. 2015. Т. 7. № 6–2. С. 156–158.
2. Коростелева М.В. Обязательные административные процедуры в строительстве: вопросы оптимизации в целях снижения коррупционных рисков / М.В. Коростелева, Н.В. Коростелева // X Юридические чтения: Российское государство и право: векторы развития с опорой на
3. Крашенинников А.В. Когнитивная урбанистика: архетипы и прототипы городской среды / А.В. Крашенинников. Москва : Курс, 2020. 210 с.
4. Усманова З.Р. Концепции органичной городской среды / З.Р. Усманова // Архитектура и современные информационные технологии. 2021. № 3 (56). С. 14–26.
5. Янковская Ю.С. Образ и морфология архитектурного объекта : автореферат диссертации доктора архитектуры / Ю.С. Янковская. Москва, 2004. 48 с.

Остальные статьи