Дата публикации: 07.03.2024

Правоприменительная практика в области выявления объектов культурного наследия

Аннотация

В данной статье исследуется организация работы по выявлению объектов культурного наследия на примере города Москвы. В ходе анализа нормативной правовой базы подтверждена широкая дискреция органа исполнительной власти, наделенного полномочиями в сфере охраны объектов культурного наследия. Также получила характеристику и аргументация судебных инстанций, рассматривавших административные споры о включении либо об отказе во включении объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, в перечень выявленных объектов культурного наследия.




Согласно Основам государственной культурной политики, утвержденным Указом Президента РФ от 24 декабря 2014 г. № 808, культура является одним из национальных приоритетов и признана важнейшим фактором роста качества жизни и гармонизации общественных отношений, гарантом сохранения единого культурного пространства и территориальной целостности Российской Федерации.

Во исполнение указанных Основ разработана Стратегия государственной культурной политики на период до 2030 г., утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 февраля 2016 г. № 326-р , в которой особое место отводится сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее — ОКН).

На основании данных, полученных из Единого государственного реестра объектов культурного наследия народов Российской Федерации (далее — ЕГРОКН), по состоянию на январь 2024 г. в Российской Федерации насчитывается 154 953 ОКН (из них федерального значения — 71 762, регионального — 79 118 и муниципального — 4073).

В городе Москве располагается 6557 ОКН, из которых 3121 федерального значения, а 3436 — регионального. Сведения об указанных объектах внесены в ЕГРОКН. При этом важно отметить, что в ЕГРОКН не учитываются выявленные ОКН, которых в столице по состоянию на январь 2024 г. насчитывается 2044 единицы.

Выявленный объект культурного наследия — понятие, не нашедшее своего определения в основном отраслевом законе — Федеральном законе от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее — Закон № 73-ФЗ).

Список литературы

1. Александрова М.А. Tempus omnia revelat? Использование возрастного критерия для отнесения недвижимости к объектам культурного наследия / М.А. Александрова, А.В. Башарин, Д.Б. Давыдов, Д.О. Тузов // Вестник экономического правосудия Российской Федерации. 20
2. Баркова О.И. Историко-правовые аспекты системы выявления и охраны объектов культурного наследия и вопросы целесообразности их включения в Единый государственный реестр объектов культурного наследия / О.И. Баркова, В.А. Власов // Аграрное и земельное право
3. Бердюгина Ю.М. К вопросу о выявлении объектов культурного наследия / Ю.М. Бердюгина // Академический вестник УралНИИпроект РААСН. 2017. № 4 (35). С. 65–67.
4. Лыткин И.А. Автоматизированная информационная система «Единый государственный реестр объектов культурного наследия» / И.А. Лыткин // Цифровые технологии в сфере объектов культурного наследия : материалы по итогам конференции в рамках 3 Всероссийского съез
5. Пивненко Д.Л. Правовой режим выявленного объекта археологического наследия / Д.Л. Пивненко // Цивилист. 2023. № 6 (46). С. 25–30.

Остальные статьи