Дата публикации: 14.03.2024

Совершенствование системы обучения персонала на туристическом предприятии

Аннотация

В современном мире предприятиям сферы туризма требуются специалисты с базой знаний и практических навыков и умений для работы с клиентами. В последнее десятилетие отмечается тенденция укрупнения туроператорских и турагентских сетей, что обусловливает высокий спрос на менеджеров в сфере туризма. С другой стороны, для того чтобы быть успешным в данной профессии, работник должен обладать набором компетенций и других качеств. Ежегодно список требований к кандидатам на данную должность пополняется новыми качествами и навыками, среди которых в качестве обязательных работодатели указывают наличие высшего образования в сфере туризма, а также опыт работы в данной области. Целью данной статьи является изучение теоретических аспектов подбора и подготовки персонала на туристическом предприятии и разработка программы стажировки для новых сотрудников. В качестве одной из форм для устройства на работу для выпускников вузов может стать стажировка. На сегодняшний день стажировка на предприятиях туристической отрасли считается одним из самых продуктивных методов подготовки квалифицированных кадров.




В настоящее время в туристской индустрии происходит переориентирование на рынок внутреннего туризма независимо от того, что в некоторых туристических дестинациях не совсем благополучная экономическая и политическая обстановка. Это объясняется тем, что активный отдых и путешествия всегда были и будут неотделимой частью современной жизни.

Современное общество характеризуется такими чертами, как приверженность к установленному графику работы, ответственность по обязательствам и необходимость в частной жизни. Ограниченность в свободном времени создает условия, при которых люди даже не могут самостоятельно выбрать места для отпуска. В данном случае на помощь приходит менеджер по туризму, который проконсультирует по выбору туристического направления, подберет варианты средств размещения, возьмет на себя оформление визы и других документов. Все это обусловливает популяризацию вакансии туристического менеджера.

Ежегодно список требований к кандидатам на должность менеджера пополняется. Основным преимуществом кандидата выступает наличие опыта работы в данной области, но, как правило, студенты, получившие диплом о высшем образовании в сфере туризма, не имеют стажа работы. Как правило, выпускники владеют лишь теоретической базой знаний туристской направленности, но как правильно преподнести клиенту, а точнее «продать» эти знания, используя всевозможные скрипы и техники продаж, они не знают.

Трудоустраиваясь в туристическую фирму, кандидату предстоит пройти испытательный срок. На данном этапе будущему сотруднику необходимо в ускоренном темпе изучить процесс и особенности работы в полном объеме. Как следствие, возникает проблема нехватки кадров и компетентных специалистов в области туристической деятельности.

На наш взгляд, хорошим вариантом для адаптации и погружения кандидатов в рабочий процесс может стать внедрение поэтапного плана обучения (стажировки) как выпускников высших учебных заведений без опыта, так и менеджеров с опытом работы в сфере туризма.

Список литературы

1. Англинов К.А. Специфика подготовки квалифицированных кадров в сфере туризма и гостеприимства в Санкт-Петербурге / К.А. Англинов // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2015. № 22. С. 31–35.
2. Дюжева М.Б. Особенности формирования кадрового резерва / М.Б. Дюжева, Н.И. Роговская // Наука о человеке: гуманитарные исследования. 2016. № 1. С. 220–225.
3. Егоршин А.П. Организация труда персонала / А.П. Егоршин, А.К. Зайцев. Москва : ИНФРА-М, 2011. 104 с.
4. Зайцева Ю.Н. Аттестация персонала: лекарство от всех болезней или повод для увольнения? / Ю.Н. Зайцева // Управление развитием персонала. 2015. № 2. С. 140–155.
5. Иванова С.В. Искусство подбора персонала. Нестандартные подходы к оценке кандидатов / С.В. Иванова. Москва : Альпина Паблишер, 2017. 502 c.
6. Кибанов А.Я. Управление персоналом организации / А.Я. Кибанов. Москва : ИНФРА-М, 2010. 205 с.
7. Клейман A.A. Проблема подготовки кадров для туристско-рекреационных особых экономических зон в России / А.А. Клейман // Туризм и сервис: подготовка кадров, проблемы и перспективы развития. Москва : Издательство РГТУ, 2010. С. 65–76.
8. Корнийчук Г.А. Прием и увольнение работников: оформление трудовых отношений, подбор и оценка персонала: Практическое руководство: с учетом последних изменений в Трудовом кодексе РФ / Г.А. Корнийчук, С.В. Козинцева. 4-е изд., стереотип. Москва : Омега-Л, 2
9. Никишина А.Л. Техника отбора и найма персонала / А.Л. Никишина. Тольятти : Издательство ТГУ, 2016. 209 с.
10. Одегов Ю.Г. Оценка эффективности работы с персоналом: методологический подход / Ю.Г. Одегов, К.Х. Абдурахманов, Л.Р. Котова. Москва : Альфа-Пресс, 2011. 752 с.
11. Панина Т.С. Современные способы активизации обучения / Т.С. Панина, Л.H. Вавилова. Москва : Академия, 2006. 85 с.
12. Полевая М.В. Анализ современного состояния подготовки кадров для индустрии туризма / М.В. Полевая // Вестник Российского Государственного торгово-экономического университета. 2010. № 7–8 (45). С. 97–103.
13. Сухов Р.И. Организация работы туристического агентства / Р.И. Сухов. Москва : МарТ, 2005. 144 с.

Остальные статьи