Дата публикации: 14.03.2024

Особенности процесса цифровизации музейного пространства в России: проблемы и перспективы развития

Аннотация

Стремительное развитие информационных технологий и цифровая трансформация затронули различные отрасли экономики, в том числе культурную и музейную сферы. Вместе с тем цифровизация в музеях приносят как преимущества, так и проблемы. Преимущества привлечения инновационных информационных технологий в музейную деятельность связаны с возможностью сохранения и систематизации музейных экспонатов, повышения эффективности администрирования учреждениями, а также популяризации и привлечения в музейное пространство самой широкой публики за счет распространения виртуального, интерактивного взаимодействия с посетителями. Однако есть и проблемы, такие как защита данных и интеграция цифровых предложений в общую стратегию музея, недостаточная компетентность персонала, наличие и доступность современного оборудования, недостаток финансирования, административные барьеры и др. В исследовании рассмотрена проблема применения информационно-коммуникационных технологий в деятельности музеев. С этой целью был проведен анализ уровня цифровизации музейной деятельности в Российской Федерации, представлены факторы, оказывающие положительное и негативное влияние на процесс цифровизации музейного пространства.




Современное информационное общество предъявляет к учреждениям культуры новые требования, которые отражены в ряде нормативных правовых актов. Так, приняты стратегически важные документы, посвященные государственной культурной политике, развитию информационного общества, развитию деятельности музеев, а также стратегии и проекты развития культуры в отдельных субъектах Российской Федерации. Они предусматривают широкое внедрение цифровых технологий в национальное культурное пространство, расширение возможностей представления произведений культуры в сети Интернет, повышение качества материалов, их оцифровку и обеспечение широкого доступа к культурным ценностям для всех членов общества. Так, Министерство культуры России ставит в качестве основной цели рост числа взаимодействий с цифровыми ресурсами культуры к концу 2024 г. до 80 млн обращений в год.

Данный процесс уже внедряется в учреждения сферы культуры, в том числе в музеи, которые реализуют функции сохранения культурного наследия и передачи исторического опыта будущим поколениям. Принятие программных документов на национальном уровне позволило реализовать ряд проектов в области культуры, в том числе в части цифровой культуры. Задачи этих программ касаются культуры в целом, а их «цифровая» часть является инструментом достижения общих целей за счет информатизации учреждений культуры, модернизации сетей передачи данных, предоставления услуг в электронном виде, создания электронных каталогов и оцифровки культурного наследия. Анализ деятельности государства в сфере цифровой культуры демонстрирует наличие непроработанных вопросов, связанных с распространением произведений литературы, искусства, музыки, кино и т.п. в цифровой форме.

За последние десятилетия ряд исследователей выяснили, что рост интереса к музею связан с внедрением в его деятельность информационно-телекоммуникационных технологий. Посещаемость музеев с 1985 по 1990 г. значительно снизилась, а в некоторых музеях зафиксировано падение посещаемости до 10 раз. Объяснить это можно воздействием ряда общеэкономических и социальных факторов. Известно, что культурные потребности резко снижаются в результате войн, кризисов, революций, а иногда полностью блокируются. В результате в начале 1990-х годов количество посетителей в большинстве музеев резко упало и до конца десятилетия посещаемость была очень низкой. Только в конце 1990-х годов стал наблюдаться медленный, но регулярный рост. В настоящее время ситуация коренным образом изменилась. В 2022 г. посещение музеев составило около 115 млн в год, что соответствует потоку посетителей конца 80-х годов прошлого века (рис. 1).

Список литературы

1. Анализ текущего состояния развития цифровой экономики в России / Н.А. Дмитрик, Н.В. Днепровская, А.П. Добрынин [и др.]. Москва : Институт развития информационного общества, 2018. 166 с.
2. Арнольдова Е. Посещаемость музеев и выставок в России увеличилась в полтора раза за 30 лет / Е. Арнольдова // Газета.ru. 2022. 27 июня.
3. Архипова О.В. Цифровые тренды культуры: опыт трансформации культурных практик / О.В. Архипова // Петербургский экономический журнал. 2018. № 1. С. 70–76.
4. Клементьева Н.В. Информационные технологии в современном музейном пространстве / Н.В. Клементьева // Научное обозрение. Международный научно-практический журнал. 2018. № 1. С. 15.
5. Козиев В. Музей и общество / В. Козиев, Е. Потюкова. Санкт-Петербург : Алетейя, 2015. 192 с.
6. Коровникова Н.А. Цифровой музей: особенности и перспективы развития / Н.А. Коровникова // Социальные новации и социальные науки. 2021. № 1 (3). С. 145–154.
7. Пшеничных Ю.А. Цифровые методы продвижения в сфере музейной деятельности на примере государственного музея-заповедника М. А. Шолохова / Ю.А. Пшеничных, В.Д. Садовникова // Вестник университета. 2021. № 8. С. 48–57.
8. Российский статистический ежегодник. 2022: Стат. сб. / Росстат. М., 2022. 691 с.
9. Сизова И.А. Цифровизация музеев: трудности, успехи, перспективы / И.А. Сизова, В.Э. Гордин. URL: <a href="https://drive.google.com/file/d/1qBeCMXjE_xMrg35bNC7Zq1a2fmfkX8AX/view" target="_blank">https://drive.google.com/file/d/1qBeCMXjE_xMrg35bNC7Zq1a2fmfkX8AX/view</a> (дата обращения: 27.08.2023).
10. Чайковская А.М. Возможности цифровизации музеев как социокультурного феномена / А.М. Чайковская // Коммуникология. 2022. Т. 10. № 2. C. 95–104.
11. Экспозиционная деятельность музеев в контексте реализации «Стратегии государственной культурной политики на период до 2030 года» : монография / Т.П. Поляков, Т.А. Зотова, Ю.В. Пустовойт [и др.]. Москва : Институт Наследия, 2021. 438 с.
12. Pshenichnykh Yu. Digital skills research for tourism and hospitality staff / Yu. Pshenichnykh, I. Novi // International Journal of Media and Information Literacy. 2023. Vol. 8. Iss. 1. P. 178–190.

Остальные статьи