Особенности процесса цифровизации музейного пространства в России: проблемы и перспективы развития
Аннотация
Стремительное развитие информационных технологий и цифровая трансформация затронули различные отрасли экономики, в том числе культурную и музейную сферы. Вместе с тем цифровизация в музеях приносят как преимущества, так и проблемы. Преимущества привлечения инновационных информационных технологий в музейную деятельность связаны с возможностью сохранения и систематизации музейных экспонатов, повышения эффективности администрирования учреждениями, а также популяризации и привлечения в музейное пространство самой широкой публики за счет распространения виртуального, интерактивного взаимодействия с посетителями. Однако есть и проблемы, такие как защита данных и интеграция цифровых предложений в общую стратегию музея, недостаточная компетентность персонала, наличие и доступность современного оборудования, недостаток финансирования, административные барьеры и др. В исследовании рассмотрена проблема применения информационно-коммуникационных технологий в деятельности музеев. С этой целью был проведен анализ уровня цифровизации музейной деятельности в Российской Федерации, представлены факторы, оказывающие положительное и негативное влияние на процесс цифровизации музейного пространства.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Туризм: право и экономика № 01/2024 |
Страницы | 14-18 |
DOI | 10.18572/1813-1212-2024-1-14-18 |
Современное информационное общество предъявляет к учреждениям культуры новые требования, которые отражены в ряде нормативных правовых актов. Так, приняты стратегически важные документы, посвященные государственной культурной политике, развитию информационного общества, развитию деятельности музеев, а также стратегии и проекты развития культуры в отдельных субъектах Российской Федерации. Они предусматривают широкое внедрение цифровых технологий в национальное культурное пространство, расширение возможностей представления произведений культуры в сети Интернет, повышение качества материалов, их оцифровку и обеспечение широкого доступа к культурным ценностям для всех членов общества. Так, Министерство культуры России ставит в качестве основной цели рост числа взаимодействий с цифровыми ресурсами культуры к концу 2024 г. до 80 млн обращений в год.
Данный процесс уже внедряется в учреждения сферы культуры, в том числе в музеи, которые реализуют функции сохранения культурного наследия и передачи исторического опыта будущим поколениям. Принятие программных документов на национальном уровне позволило реализовать ряд проектов в области культуры, в том числе в части цифровой культуры. Задачи этих программ касаются культуры в целом, а их «цифровая» часть является инструментом достижения общих целей за счет информатизации учреждений культуры, модернизации сетей передачи данных, предоставления услуг в электронном виде, создания электронных каталогов и оцифровки культурного наследия. Анализ деятельности государства в сфере цифровой культуры демонстрирует наличие непроработанных вопросов, связанных с распространением произведений литературы, искусства, музыки, кино и т.п. в цифровой форме.
За последние десятилетия ряд исследователей выяснили, что рост интереса к музею связан с внедрением в его деятельность информационно-телекоммуникационных технологий. Посещаемость музеев с 1985 по 1990 г. значительно снизилась, а в некоторых музеях зафиксировано падение посещаемости до 10 раз. Объяснить это можно воздействием ряда общеэкономических и социальных факторов. Известно, что культурные потребности резко снижаются в результате войн, кризисов, революций, а иногда полностью блокируются. В результате в начале 1990-х годов количество посетителей в большинстве музеев резко упало и до конца десятилетия посещаемость была очень низкой. Только в конце 1990-х годов стал наблюдаться медленный, но регулярный рост. В настоящее время ситуация коренным образом изменилась. В 2022 г. посещение музеев составило около 115 млн в год, что соответствует потоку посетителей конца 80-х годов прошлого века (рис. 1).