Дата публикации: 14.03.2024

Развитие внутреннего туризма в России посредством принятия мер по поддержке разработки туристических маршрутов (на примере посещения объектов индустриального наследия Демидовых на Урале)

Аннотация

Установление критериев придания туристическому маршруту статуса государственного значения и определение мер поддержки внедрения такого маршрута является актуальной проблемой. Выявлено, что разработка туристических маршрутов национального (общегосударственного), межрегионального и регионального значения позволяет развивать внутренний туризм в России и субъектах Российской Федерации, в том числе на основе государственно-частного партнерства в указанной области. Определено, что разработка туристических маршрутов посещения предприятий с глубокой историей, таких как заводы промышленников и государственных деятелей Демидовых на Урале, станет действенной мерой по развитию туризма в России. В результате исследования авторы приходят к выводу, что подобный опыт может действенно применен и в других российских регионах на основе их достижений промышленности или традиционных промыслов, характерных для каждого российского региона.




Разработка туристических маршрутов по объектам, являющимся составляющими культурного и промышленного наследия России и субъектов Российской Федерации, будет способствовать развитию внутреннего туризма в России, что и обусловливает значимость принятия государством мер по поддержке разработки туристических маршрутов общегосударственного, межрегионального и регионального значения. Подобные меры не только обеспечат рост валового внутреннего продукта в области экономики туризма, рост туристической привлекательности Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, но и будут способствовать большей осведомленности людей об объектах культурного и промышленного наследия страны и ее территориальных единиц, что будет служить развитию патриотизма у россиян и соотечественников за рубежом.

Отметим, что в ст. 1 Федерального закона «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» отражено понятие туристического маршрута (это путь следования туристов для посещения и (или) использования туристских ресурсов), однако в данном законе не отражены виды таких маршрутов как по значимости, так и по тематической направленности. Отсутствуют определения указанных видов туристических маршрутов и в Постановлении Правительства РФ, посвященном установлению правил признания туристического маршрута национальным, и в Распоряжении Правительства РФ, посвященном определению видов туристических маршрутов, требующих сопровождения инструктором-проводником. Исходя из п. 9, 10 указанного Постановления Правительства РФ, можно установить, что национальный туристический маршрут — путь следования туристов для посещения и (или) использования туристских ресурсов — объектов культурного наследия, природных и природно-антропогенных объектов в соответствии с определенной тематической направленностью (культурно-познавательной, экологической, гастрономической, промышленной, научной и т.д.). Для того чтобы туристическому маршруту был придан статус национального, он должен соответствовать критериям — экономическая целесообразность, определенная тематическая направленность трех и более туристических ресурсов, как минимум один из которых — объект культурного наследия, природный или природно-антропогенный объект, узнаваемость, перспективность, основанность на государственно-частном партнерстве с туроператорами.

Поскольку росту внутреннего и выездного потока туристов не только субъектов Российской Федерации, но и России в целом будет способствовать разработка межрегиональных и региональных туристических маршрутов, в силу этого определения таких видов маршрутов целесообразно включить в действующее законодательство.

Список литературы

1. Ивушкина Е.Б. Экотуризм в устойчивом маркетинге регионов / Е.Б. Ивушкина, З.Ш. Самбиев // Научный альманах стран Причерноморья. 2023. № 1 (33). С. 10–17.
2. Ильченко О.В. Об изучении туристских ресурсов России / О.В. Ильченко // География и экология в школе XXI века. 2023. № 1. С. 69–72.
3. История Урала с древнейших времен до 1861 г. / А.В. Бакунин, А.А. Преображенский, А.С. Черкасова [и др.] ; ответственный редактор А.А. Преображенский. Москва : Наука, 1989. 604 с.
4. Минаев В.А. Маршруты в героическое прошлое / В.А. Минаев // Высшее образование сегодня. 2014. № 10. С. 64–72.
5. Пастюк О.В. Проблемы и перспективы духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения Белгородской области на современном этапе / О.В. Пастюк // Вестник Белгородского института развития образования. 2022. Т. 9. № 4 (26). С. 47–61.
6. Пивоварчик С.А. Репрезентация исторической памяти о Великой Отечественной войне в историко-культурном ландшафте трансграничного региона / С.А. Пивоварчик // Электронный научно-образовательный журнал «История». 2023. Т. 14. № 1 (123). С. 14–19.
7. Путрик Ю.С. Современные тенденции развития туризма в России как фактор формирования патриотического сознания молодежи / Ю.С. Путрик // Научные труды Московского гуманитарного университета. 2015. № 3. С. 8–14.
8. Худина А.С. Кобрендинг как фактор туристического потока в города / А.С. Худина, К.Л. Рожков // Вестник Московского университета. Серия 6: Экономика. 2023. № 1. С. 212–231.

Остальные статьи