О типичных недостатках проведения процессуальных действий, зафиксированных на видеозаписях, представляемых для производства психолого-лингвистических судебных экспертиз
Аннотация
В публикации затронуты вопросы назначения и производства комплексных психолого-лингвистических судебных экспертиз видеоматериалов процессуальных действий в рамках психологического исследования информационных материалов. Значимость использования знаний из области лингвистики и психологи обусловлена тем, что таким образом можно определить особенности формирования сообщаемых в ходе процессуального действия сведений. Результатом исследования будут данные о наличии либо отсутствии влияния со стороны должностного или иного лица на процесс дачи показаний (объяснений), что в ряде случаев необходимо для определения их доказательственного значения. На основе проведенного анализа следственной практики определены типичные нарушения процессуального и технического характера в деятельности следователей при проведении процессуальных действий. Даны практические рекомендации по их предупреждению.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Эксперт-криминалист № 01/2024 |
Страницы | 33-36 |
DOI | 10.18572/2072-442X-2024-1-33-36 |
Судебно-психологическое исследование информационных материалов является новым направлением экспертной деятельности. Разработчиками соответствующих методик выступили судебно-экспертные учреждения Министерства юстиции Российской Федерации. Необходимость в таких экспертизах обусловлена запросами правоприменителей. Это главным образом связано с увеличением числа пользователей интернет-ресурсов и длительностью пребывания индивида в киберпространстве.
Основанием для назначения такого рода экспертизы является необходимость установления фактов психологической природы, относящихся к содержанию и направленности информационных материалов, используемых при совершении правонарушения либо коммуникативных действиях, зафиксированных на электронных носителях. Предметом экспертизы не могут являться умысел участников коммуникации и автора исследуемого материала, оценка правдоподобия (соответствия действительности) сообщаемой информации.
Рассмотрим подробнее тактику назначения психолого-лингвистической экспертизы видеоматериалов процессуальных действий.
В деятельности следственного управления СК России по Чувашской Республике, сотрудником которого является автор статьи, назначение таких экспертиз практикуется в основном при проверке сообщений и расследовании преступлений против половой неприкосновенности несовершеннолетних. Как правило, они назначаются в ситуациях, связанных с дефицитом доказательственной информации, либо когда не имеется сомнений в достоверности сообщаемых пострадавшей стороной сведений о деянии, однако сторона защиты его отрицает, либо имеются обоснованные сомнения в том, что было совершено преступление.
Аналогичное мнение выражено экспертом Северо-Западного регионального центра судебной экспертизы Минюста России А.С. Медведевой, которая указывает, что потребность следственных органов в таких экспертизах может возникнуть в случаях сомнения в достоверности полученных показаний; предположения об имеющемся оговоре или самооговоре со стороны несовершеннолетнего; наличия противоречащих друг другу показаний одного лица либо их противоречия другим доказательствам; наличия заявлений о даче показаний под воздействием третьих лиц. Она пишет, что следствие, как правило, перед экспертами ставит задачи по определению: 1) достоверности показаний несовершеннолетнего; 2) подготовленности или спонтанности его высказываний, заученности; 3) признаков фантазирования; 4) оказания воздействия на несовершеннолетнего; 5) наличия наводящих вопросов. Однако разрешение первых трех запросов находится за пределами компетенции эксперта.