Дата публикации: 14.03.2024

Совершенствование законодательства о судебно-экспертной деятельности: некоторые вопросы организационно-правового и методического обеспечения

Аннотация

На основе анализа действующего законодательства, а также следственной и экспертной практики авторы вносят предложения в действующее законодательство, а также в проект федерального закона «О судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» в части сертификации негосударственных судебных экспертов, валидации и сертификации научного-методического обеспечения судебной экспертизы. Обоснован тезис о том, что необходимо придерживаться паритета: привлекать к участию в данной процедуре равное число представителей различных государственных судебно-экспертных организаций. Также отмечена нецелесообразность установления требований к методическому обеспечению судебной экспертизы посредством введения дополнительных регламентирующих процедур.




Министерством юстиции Российской Федерации неоднократно предпринимались попытки урегулировать вопросы, связанные с внесением проекта нового федерального закона «О судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» (далее — проект ФЗ) в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации. В последнее время в публичной плоскости все чаще стали обсуждаться вопросы совершенствования законодательства о судебно-экспертной деятельности. Об этом говорила первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству Ирина Рукавишникова в ходе круглого стола и семинара-совещания, проведенных ею в июле 2022 г. и ноябре 2023 г. соответственно. В этой связи, по нашему мнению, безусловную актуальность приобретает анализ принципиально новых норм, регламентирующих вопросы организационно-правового и методического характера судебно-экспертной деятельности, которые нашли отражение в проекте ФЗ.

Первое, на что хотелось бы обратить внимание, — это обязательный межведомственный подход к решению методических вопросов, в том числе о сертификации компетентности лиц, обладающих специальными знаниями и не являющихся работниками государственных судебно-экспертных учреждений (СЭУ).

В этих целях предлагается ч. 4 ст. 17 проекта ФЗ изложить в следующей редакции: «Правительство Российской Федерации определяет состав комиссии из равного числа представителей каждого федерального государственного органа, в ведомстве которого находятся специализированные судебно-экспертные организации (экспертные подразделения), для сертификации компетентности лиц, обладающих специальными знаниями и не являющихся работниками государственных судебно-экспертных организаций (подразделений).

Правительство Российской Федерации определяет состав комиссии из равного числа представителей каждого федерального государственного органа, в ведомстве которого находятся специализированные судебно-экспертные организации (экспертные подразделения), для осуществления порядка сертификации компетентности лиц, обладающих специальными знаниями, в том числе внеочередной сертификации, порядка выдачи, отказа в выдаче, приостановления, прекращения действия и лишения сертификата компетентности, а также формирования сертификата компетентности».


Остальные статьи