Совершенствование статуса руководителя судебно-экспертного учреждения в законодательстве о судебно-экспертной деятельности
Аннотация
В статье изложены предложения в действующее законодательство, а также в проект Федерального закона «О судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» в части расширения прав руководителя судебно-экспертного учреждения. Обоснован тезис о том, что необходимо придать руководителю статус специалиста в целях предоставления возможности рецензировать заключения подчиненных экспертов. Также важно дополнить его процессуальную компетенцию правом заявления ходатайств о включении в состав комиссии экспертов лиц, не работающих в учреждении. Руководителю следует вменить в обязанность сообщать лицу, назначившему судебную экспертизу, сведения об эксперте или комиссии экспертов, которым она поручена.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Эксперт-криминалист № 01/2024 |
Страницы | 2-4 |
DOI | 10.18572/2072-442X-2024-1-2-4 |
Любой вид человеческой деятельности, в том числе судебно-экспертная, постоянно совершенствуется, потому что появляются новые общественные отношения, урегулировать которые не всегда успевает законодатель.
С момента принятия Федерального закона «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» (далее — Закон № 73-ФЗ) прошло более 22 лет. Поскольку он не регламентирует деятельность негосударственных судебно-экспертных учреждений, в целях устранения данного пробела в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации был внесен законопроект «О судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» (далее — проект ФЗ), который прошел первое чтение в 2013 г., однако в 2018 г. был отклонен, хотя и не снят с рассмотрения.
Законопроект обсуждается на самом высоком уровне: в Комитете Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству, в Экспертном совете при Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации. В связи с этим можно предложить одно из направлений его совершенствования в части расширения компетенции и процессуального статуса руководителя судебно-экспертного учреждения (далее — СЭУ).
Актуальность рассмотрения данного вопроса возрастает с учетом имеющегося проекта поправок к проекту ФЗ, направленного Министерством юстиции Российской Федерации в федеральные органы государственной власти (исх. № 18/62213-АА от 26.05.2023) (далее – проект поправок к проекту ФЗ), ч. 3 ст. 8 которого предусматривает, что к должностям руководителей судебно-экспертных организаций устанавливаются (могут устанавливаться) квалификационные требования к наличию и уровню образования, стажу (опыту) работы по специальности (направлению подготовки), наличию квалификации судебного эксперта и обязательной экспертно-квалификационной аттестации.
Первым направлением такой оптимизации законодательства является надлежащая организация руководителем СЭУ контроля качества судебно-экспертной деятельности в своем учреждении.