Дата публикации: 14.03.2024

Совершенствование статуса руководителя судебно-экспертного учреждения в законодательстве о судебно-экспертной деятельности

Аннотация

В статье изложены предложения в действующее законодательство, а также в проект Федерального закона «О судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» в части расширения прав руководителя судебно-экспертного учреждения. Обоснован тезис о том, что необходимо придать руководителю статус специалиста в целях предоставления возможности рецензировать заключения подчиненных экспертов. Также важно дополнить его процессуальную компетенцию правом заявления ходатайств о включении в состав комиссии экспертов лиц, не работающих в учреждении. Руководителю следует вменить в обязанность сообщать лицу, назначившему судебную экспертизу, сведения об эксперте или комиссии экспертов, которым она поручена.




Любой вид человеческой деятельности, в том числе судебно-экспертная, постоянно совершенствуется, потому что появляются новые общественные отношения, урегулировать которые не всегда успевает законодатель.

С момента принятия Федерального закона «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» (далее — Закон № 73-ФЗ) прошло более 22 лет. Поскольку он не регламентирует деятельность негосударственных судебно-экспертных учреждений, в целях устранения данного пробела в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации был внесен законопроект «О судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» (далее — проект ФЗ), который прошел первое чтение в 2013 г., однако в 2018 г. был отклонен, хотя и не снят с рассмотрения.

Законопроект обсуждается на самом высоком уровне: в Комитете Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству, в Экспертном совете при Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации. В связи с этим можно предложить одно из направлений его совершенствования в части расширения компетенции и процессуального статуса руководителя судебно-экспертного учреждения (далее — СЭУ).

Актуальность рассмотрения данного вопроса возрастает с учетом имеющегося проекта поправок к проекту ФЗ, направленного Министерством юстиции Российской Федерации в федеральные органы государственной власти (исх. № 18/62213-АА от 26.05.2023) (далее – проект поправок к проекту ФЗ), ч. 3 ст. 8 которого предусматривает, что к должностям руководителей судебно-экспертных организаций устанавливаются (могут устанавливаться) квалификационные требования к наличию и уровню образования, стажу (опыту) работы по специальности (направлению подготовки), наличию квалификации судебного эксперта и обязательной экспертно-квалификационной аттестации.

Первым направлением такой оптимизации законодательства является надлежащая организация руководителем СЭУ контроля качества судебно-экспертной деятельности в своем учреждении.

Список литературы

1. Антонов О.Ю. Проблемы использования специальных знаний в уголовном судопроизводстве и пути их решения / О.Ю. Антонов // Актуальные проблемы российского права. 2017. № 6 (79). С. 149–157.
2. Арсенова Н.В. Полномочия руководителя экспертного учреждения при назначении и производстве экспертизы по уголовным делам / Н.В. Арсенова // Вестник Восточно-Сибирского института МВД России. 2019. № 4 (91). С. 88–95.
3. Демидова Т.В. Вопросы законодательного регулирования экспертной деятельности по профилактике преступлений / Т.В. Демидова // Эксперт-криминалист. 2009. № 3. С. 43–48.
4. Тарасов А.А. К вопросу об участниках процедуры назначения судебной экспертизы до возбуждения уголовного дела / А.А. Тарасов // Эксперт-криминалист. 2015. № 1. С. 20–23.
5. Червинский А.С. Уголовно-процессуальный статус руководителя судебно-экспертного учреждения : автореферат диссертации кандидата юридических наук / А.С. Червинский. Нижний Новгород, 2011. 24 с.

Остальные статьи